Медведь


лапа медведя
Народ: тувинцы
Место и время: Тува
Способ использованияОхранник тувинской юрты – это Адыг холлу ээрен, по-русски – ээрен Медвежья Лапа.  Его делают следующим образом: аккуратно снимают шкуру с передней лапы зверя, начиная с запястья. Затем приглашенный шаман проводит культовый обряд в честь священного духа «Медвежья Лапа», после чего этот ээрен становится охранником данной юрты.
  Ээрен Медвежью Лапу аккуратно вешают так, чтобы страшные когти касались земли. Все дурное приходит с Запада, так говорят. Поэтому ээрен Медвежью Лапу вешают с западной стороны юрты, куда заходит солнце.
  Идол Медвежья Лапа очень обидчивый, поэтому к нему нужен ласковый подход. Например, хозяйка юрты каждое утро разбрызгивает в его сторону свежезаваренный чай, чтобы ээрен остался доволен, так говорят.
  Дети той юрты, где висит ээрен Медвежья Лапа, не болеют, так говорят в народе.
<!--[if !supportLineBreakNewLine]--><!--[endif]-->
Источник информации:  М.Б. Кенин-Лопсан Дыхание Черного Неба. Мифологическое наследие тувинского шаманизма, 2008  Информацией поделился Ulfr.

коготь медведя
Народ: тувинцы
Место и время: Тува
Способ использования  С помощью когтя медведя преодолеваются самые трудные препятствия, так говорят. Каждый тувинец, имеющий коготь медведя, обращается с ним с величайшим уважением. По традиции, коготь медведя должен быть в каждой тувинской семье.
   Старые тувинцы глубоко верили, что коготь медведя – могучий культовый атрибут, способный предотвратить катастрофу, вылечить самые разные болезни, спасти жизнь детей от страшной беды.
  Если приближается град, хозяин юрты выходит на улицу, держа в руке коготь медведя, и, пронзительно свистя, поднимает его высоко над головой, показывая тучам. Говорят, град сразу уходит в другую сторону.
  Если заплачет младенец в колыбели, нужно легонько коснуться его лба когтем медведя, после чего ребенок тихо засыпает, так говорят.
  Если черти грозят жизни малыша, то хозяин или хозяйка юрты, вооружившись когтем медведя, смело обходит три раза вокруг юрты, и тогда смертельная опасность удаляется, так говорят.
   Та юрта счастлива, в которой есть коготь медведя, так говорят.
<!--[endif]-->

Источник информации:  М.Б. Кенин-Лопсан Дыхание Черного Неба. Мифологическое наследие тувинского шаманизма, 2008  Информацией поделился Ulfr.

череп медведя
Народ: тувинцы
Место и время: Тува
Способ использования  Говорят, где лежит череп медведя, там и суждено ему лежать всегда. Ни шаман, ни рядовой человек не должны даже прикасаться к нему. Кто с земным поклоном обращается к черепу медведя, у того рождаются умные дети, так говорят.  Кто к черепу медведя относится с презрением или без уважения, у того рождаются глупые дети, так говорят.
Источник информации:  М.Б. Кенин-Лопсан Дыхание Черного Неба. Мифологическое наследие тувинского шаманизма, 2008  Информацией поделился Ulfr.

шерсть медведя
Народ: славяне
Место и время: Россия
Способ использования:·окуривают больных: от испуга,
от лихорадки и от демонической болезни, нападающей на рожениц,
так как, по поверью, МЕДВЕДЬ отпугивает эти болезни.
·амулет для защиты от сглаза и порчи.
Источник информации: http://www.pagan.ru

 челюсть медведя
Народ: славяне
Место и время: Россия.
Способ использования: Сквозь медвежью челюсть протаскивают больного ребенка.
Источник информации: http://www.pagan.ru

глаз медведя

Народ: славяне
Место и время: Россия.
Способ использования: Правый глаз МЕДВЕДЯ вешают ребенку на шею для храбрости.
Источник информации: http://www.pagan.ru

коготь

Народ: славяне
Место и время: Россия.
Способ использования: Когти МЕДВЕДЯ используют как амулет для защиты от сглаза и порчи. 
Источник информации: http://www.pagan.ru
 
сердце

Народ: славяне
Место и время: Россия.
Способ использования: Съевший сердце МЕДВЕДЯ исцелится от всех болезней разом.
Источник информации: http://www.pagan.ru
 
Народ: индейские племена Великих Равнин
Место и время: США
Способ использования: Фрэнк Линдермэн писал, что большинство равнинных племен практиковали обычай съедать кусочек сердца медведя гризли . Этот зверь всегда «в здравом уме» , рассудителен, и в любой момент готов к схватке даже с превосходящим его противником.. А потому, съев сырое сердце гризли, человек приобретал умение владеть собой. Кроу Много Подвигов вспоминал: «Однажды утром, когда мне было восемь лет, нас собрал мой дедушка. Днем раньше он убил гризли, и, когда мы собрались вокруг него, я увидел, что старик держит в руке медвежье сердце.. Мы все хорошо знали, что нас ждет, потому что каждый воин кроу съедал кусочек сердца гризли, после чего мог честно сказать, что у него сердце гризли. И я говорю так же, когда сталкиваюсь с трудностями – даже сегодня, - и это помогает мне сохранить холодный рассудок. Это прочищает мой разум и мгновенно успокаивает меня» .
Источник информации:Ю.Стукалин Наделенные Силой.Шаманы и колдуны американских индейцев

шкура

Народ: славяне
Место и время: Россия.
Способ использования: в масленничных и свадебных обрядах.
Источник информации: http://www.pagan.ru

отвар

Народ: славяне
Место и время: Россия.
Способ использования: Отвар из медвежатины пьют от грудных болезней.
Источник информации: http://www.pagan.ru

сало

Народ: славяне
Место и время: Россия.
Способ использования:
-Салом натираются от обморожений, ревматизма и других болезней, мажут лоб, чтобы иметь хорошую память.
-Чтобы муж перестал изменять жене, она должна помазать влагалище медвежьим салом.
Источник информации: http://www.pagan.ru

ожерелья из когтей

Народ: индейцы
Место и время: Северная Америка. 
Способ использования: Большой популярностью пользовались ожерелья из когтей медведя - считалось, что этот талисман придает его обладателю силу и отвагу. 
Источник информации: Юрий Котенко Индейские амулеты Техника - Молодежи, № 8, 1996 г.
 
ожерелья из когтей
Народ: ассинибойн
Место и время: Северная Америка.
Способ использования: атрибут медвежьего культа.
Источник информации: Юрий Котенко Индейские амулеты Техника - Молодежи, № 8, 1996 г.
 
челюсть медведя
Народ: ассинибойн.
Способ использования: нож с рукояткой из медвежьей челюсти.
Источник информации: Юрий Котенко Индейские амулеты Техника - Молодежи, № 8, 1996 г.
 
шкура, когти, лапы
Народ: тувинцы. 
Способ использования: эрены (духи-хранители) представляют собой сшитые из войлока или кожи фигурки с привязанными кусочками шкуры или когтей, зубов и обшитые многочисленными ленточками либо засушенные лапы животных. 
Источник информации: http://shamanism.narod.ru/Text/aziy.htm
 
шкура
Место и время: Центральная Азия.
Способ использования: шкурой обтягивается колотушка шаманского бубна
Источник информации: http://shamanism.narod.ru/Text/aziy.htm

клык

Народ: ненцы.
Способ использования:гарантированная защита от злых духов, и своего рода демонстрация силы,
Ложась спать, мужчины клали пояс под голову. Считалось, что таким образом их сон оберегал дух медведя, защищая от всех напастей.
Источник информации: "Едэй вада", N324 16 ноября 2004, Ирина ВОЛКОВА.
 
клык, коготь. лапы
Народ
: ненцы.                                                                                                                                       
Способ использования: Лучшего запора для амбара, где хранились вещи, чем клык, коготь или лапа медведя, не придумать. По крайней мере, в старину взломать такой "замок" никто бы не решился, поскольку это означало конец охоте и верную погибель для "взломщика" - рано или поздно
его непременно задерет медведь.                                                                                                                                                                           
Источник информации: "Едэй вада", N324 16 ноября 2004, Ирина ВОЛКОВА.                                                   

лапы

Народ: ненцы.
Способ использования:   На медвежьей лапе решались спорные вопросы. Ее бросали на снег, и спорщикам нужно было по очереди наступить на нее. Если человек врет, он ни за что на лапу не наступит, иначе его задерет медведь.
Источник информации: "Едэй вада", N324 16 ноября 2004, Ирина ВОЛКОВА.
 
шкура и лапа
Народ: восточные славяне.                                                                                                 
Способ использования: роль медведя в погребальном обряде (захоронения людей с медвежьей шкурой или лапами). Все эти признаки указывают на связь медведя с нижним миром.                                                             
Источник информации: О.В. Голубкова Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества).
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/sibirian/?html=sibirian1.htm&id=1304                                                       

лапа и коготь

Народ: русские.
Место и время
: Алтай.
Способ использования: У русских Алтая образ медведя или его лапа, коготь применялись в свадебной обрядности с целью расстроить свадьбу. Это, в частности, нашло отражение в свадебных заговорах, записанных в начале ХХ в. Я.О. Бирюковым. Например: “Идет медведь из берлоги, ложится на дорогу, чтобы кони хропали, скакали, гужи завертки обрывали”. Сказав это, знахарь должен был “шабаркнуть” медвежьим когтем несколько раз по дороге перед поездом в церковь [Бирюков, 1911, № 24 (2)].
Источник информации: О.В. Голубкова Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества).
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/sibirian/?html=sibirian1.htm&id=1304

лапа

Народ: восточные славяне.
Способ использования: Медвежью лапу вешали во дворе - как амулет от домового, клали в подполье - чтобы уберечь кур от кикиморы [Воронин, 1960, с. 82].
Источник информации: О.В. Голубкова Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества).
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/sibirian/?html=sibirian1.htm&id=1304

коготь
Народ: славяне
Место и время: Сибирь.
Способ использования: В ряде районов Сибири медвежьими когтями царапали вымя коровы, если она долго не давала молока
Источник информации: О.В. Голубкова Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества).
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/sibirian/?html=sibirian1.htm&id=1304

шерсть

 Народ: восточные славяне.
Способ использования: Шерсть в народной магии использовалась как репродуктивное средство: прядение шерсти было занятием молодиц - “на плодовитость” себя и скота [Бернштам, 1992, с. 24].
Источник информации: О.В. Голубкова Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (К вопросу о сравнительной идентификации православия и язычества).
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/sibirian/?html=sibirian1.htm&id=1304

лапа, шкура, коготь, клык, голова, череп
Народ: эвенки
Место и время: Эвенкия.                                                                                                                  
Способ использования: Клятва на лапе или шкуре, когтях или клыках, голове или черепе медведя представлялась высшей мерой ответственности.                                                                                                       
Источник информации: http://www.evenkia.ru/                                                                                                            

клык и когти

Место и время: Нео-энеолит. Погребения на стоянке Сахтыш IIa ......
Способ использования: ... инвентарь очень богат: подвески из серпентина и филлита, из клыка медведя с просверлиной, 40 когтей медведя, подвески из костей животных. ...При нем найдены: обломок янтарной подвески, янтарная пуговица, коготь медведя и челюсть бобра.
Источник информации: http://www.elibrary.ru
зубы
Место и время:  Нео-энеолит. Погребения на стоянке Сахтыш IIa ......
Способ использования: "Кроме того, мужское погребение сопровождалось украшениями из зубов животных (волка, медведя) с просверлинами. Они располагались равномерно по всей длине костяка мужчины: на груди, в области таза и вдоль костей ног. ... подвески из резцов медведя, тонкая сланцевая подвеска каплевидной формы, волосовский скребок и коренной зуб медведя."
Источник информации: http://www.elibrary.ru
клыки
Место и время: неолит, с-з Алтай.
Способ использования: "Здесь захоронен мужчина 40-45 лет с богатым (более 200 экз.) сопроводительным инвентарем, включающим жезл со стилизованной головкой лося(?), костяной нож, каменные наконечники стрел, резцы, скобели, долота, ножи, отщепы, шлифованное тесло, точильный брусок, составные и цельно-костяные рыболовные крючки, клыки медведя, зубы собаки, кабарги, бобра. Исследователями данное погребение определяется как шаманское. "                                                                                                                   
Источник информации: С.В.Маркин. Неолитическое погребение Северо-западного Алтая. // Археология, этнография и антропология Евразии.- 2000.- № 2(2).- С. 53-64.
 
клыки
Место и время: неолит, с-з Алтай.
Способ использования: Возможно, охота не была чуждым занятием и самой погребенной. Если это так, то положенный у правого колена клык медведя выполнял, вероятно, функцию охотничьего амулета.
Источник информации: С.В.Маркин. Неолитическое погребение Северо-западного Алтая. // Археология, этнография и антропология Евразии.- 2000.- № 2(2).- С. 53-64.

клыки

Народ: пазырыкцы
Место и время: жел. Век, Алтай, Тува.
Способ использования: Большую роль играла и охота, судя по найденным в курганах амулетах из клыков медведя, кабана, кабарги.
Источник информации: http://www.websib.ru/noos/history/material/jelez_vek.htm

когти и  клыки

Народ: кумандинцы
Место и время: Алтай.
Способ использования: Для устрашения злых духов к подолу и рукавам шубы пришивали медвежьи, волчьи, росомашьи когти и клыки.
Источник информации: http://www.kyrgyz.ru

когти

Народ: индейцы
Место и время:  Северная Америка.                                                                     
Способ использования: Старые шаманы обязательно хранили в своих узелках когти медведя. Прикладывая коготь к больному они как бы заставляют его проникнуть внутрь больного тела.                                                  
Источник информации: Lame Deer: Seeker of Visions. New York,1972.                                                                    

когти и  клыки

Народ: др. Славяне.
Способ использования: многочисленны были подвески из просверленных клыков медведя, а также из его когтей (как у славян, так и у финнов Поволжья).
Источник информации: http://dom-np.hoha.ru

голова и  шкура

Народ: сибирские народы.
Способ использования: Клятва на медвежьей шкуре и особенно на медвежьей голове считалась самой крепкой и нерушимой; она исполнялась в качестве официальной присяги сибирских князцов на вернрость русскому царю.
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.

когти и  клыки

Народ: сибирские народы.
Способ использования: Клык и коготь медведя хранились как обереги и талисманы.
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.

клык

Народ: остяки.
Способ использования: медвежий клык подвешивался над зыбкой или одевался на шею ребенку.
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.
 
клык
Народ: ненцы.
Способ использования: ненцы носили клык на поясе и считали, что он защищает от злых духов и приносит удачу на охоте.
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.
 
некоторые части
Народ: эвенки.                                                                                                            
Способ использования: тунгусы держат при себе некоторые части медведя, которые обладают способностью отгонять всяких злокозненных духов, покушающихся на жизнь и здоровье тунгуса.                     
Источник информации: Золотарев, 1934.                                                                                                                  

шкура

Народ: обские угры.
Способ использования: шкура с головой и лапами - главная фигура медвежьего праздника. Совершая свои путешествия по делам людей в разные миры вселенной, медведь берет на себя шаманские функции.
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.

мясо

Народ: амурские гиляки.
Способ использования: У амурских гиляков при слиянии двух родов в один едят медвежье мясо, затем старший из собравшихся говорит "Теперь мы мясо одно, кровь одна сделаемся".
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.

шкура

Народ: селькупы.
Способ использования: Некоторые селькупские шаманы имели две парки: одну, из шкуры дикого оленя-самца, - для поездки в Верхний мир, другую из медвежьей шкуры - для путешествий в Нижний мир.
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.
 
лапы
Народ: сибирские народы.                                                                                                                      
Способ использования: На сибирских шаманских костюмах место медвежьих признаков (обычно лап)на нижней части одеяния: полах плаща, обуви.                                                                                                               
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.                                                      

голова

Народ: эвенки.
Способ использования: У эвенков была праздничная церемония "сэвэн", заключавшаяся в ритуальном съедении медвежьей головы. Кроме того, слово "сэвэн" означало духа-помощника шамана.
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.
 
шкура и голова
Народ: остяки.
Способ использования: Остяки почитают медведей и волков своими божествами, самыя нерушимая клятва у них - присяга на медвежьей голове, а за неимением таковой - на медвежьей или волчьей шкуре.
Источник информации: Шавров В.Н., 1971.

шкура

 Народ: селькупы.
Способ использования: камлая на Верхний мир шаман пользовался колотушкой обтянутой шкурой оленя, на нижний- медведя, на мир вод - выдры.
Источник информации: Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания.
 
когти
Народ: литовцы.                                                                                                                                     
Способ использования: что после сожжения покойника в долине
Швинторога при нём клали когти рыси и медведя, т. к. верили,
что в день страшного суда покойникам трудно будет взойти на высокую гору,
где бог будет вершить свой суд.                                                                                                                                                 
Источник информации: http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_3099.html                                                                     
 
шкура
Народ: вогулы (манси)
Место и время:  нач 20 в.
Способ использования: В доме на полке лежала шкура медведя, сложенная так, что голова лежала на лапах, лапы с медными кольцам, на голове за ушами из трех шкурок сделаны косы, украшенные медными кольцами, на голове плато. Шкура лежит так 3 года. На вопрос зачем вогул объяслил, что эта голова лежит и еще медведи придут.
Источник информации:Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. 1987.

шкура

Народ: вогулы (манси)
Место и время:  нач 20 в.
Способ использования: Медвежьими шкурами устилалось место камлания, шаман ложился на них и укрывался шкурой.
Источник информации:Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. 1987.

зубы

Народ: самоеды Ямал
Место и время:  нач 20 в.                                                                                
Способ использования: Зуб медведя носят, чтобы в лесу не чудилось.                                                                  
Источник информации:Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. 1987.                              

череп

Народ: самоеды Ямал
Место и время:  нач 20 в.
Способ использования: Священное место представляло собой большую кучу рогов, в середине которой были сложены медвежьи черепа. Им делаются подношения маслом и водкой.
Источник информации:Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. 1987.

нос, лапы, шкурка медвежонка
Народ: самоеды Ямал
Место и время:  нач 20 в.
Способ использования: Шайтанский амбарчик. В сундучке шкурка медвежонка, медвежьи носы, лапы выдры, медвежьи лапы, лапа лисицы, белка.
Источник информации: Чернецов В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. 1987.

клык, коготь

Народ: нанайцы.
Способ использования: К медвежьему клыку нанаец обращался со следующими словами: "Ты сильный, ты ничего не боишься - приди, помоги мне! Моего ребенка, приди, сделай смелым" или: "Моего ребенка караулить (защищать) тебя зову", - и привешивали клык или коготь к колыбели. Отмечены случаи, когда мать при беспокойстве ребенка обращалась к подвескам колыбели с просьбой сторожить и защищать младенца.
Источник информации: Е.С. Новик "Вещь-знак" и "вещь-жест": к семиотической интерпретации фетишей Вестник РГГУ. Вып.2. М.: 1998. С.79-97. цит. по Иванов С.В. О детских "амулетах" нанайцев.

клык, кости

Место и время:  Волго-Окского междуречья в эпоху бронзы.
Способ использования: В заключение хотелось бы упомянуть о предметах, которые характерны для могил мужчин-воинов. Это костяные кинжалы и амулеты из клыков медведя. Кинжалы, изготовленные в большинстве своем из кости медведя, имеют скорее ритуальное значение, нежели военное. Активное использование кости медведя связано с культом этого животного у данных племен. В связи с этим интересен факт находки в г. Ростове (Ярославская обл.) топора-молотка с медвежьей головой вместо обушка. Вероятно медведь был не только общеплеменным тотемом, но и покровителем мужчин-воинов.
Источник информации: Шпаковский В., Фадеева О.Генезис военного дела у племен Волго-Окского междуречья в эпоху бронзы (На примере фатьяновской культуры.) "PARA BELLVM".

фаланги

Народ: др. славяне. Место и время:  волосовское время, Рязанская обл.
Способ использования: На поселении Шагара II найдены 2 подвески из фаланг медведя со сверлинами (рис. 4.9, 10). Длина подвесок 34-42 мм, внешний диаметр отверстия - 5 мм. Изучение поверхности подвесок говорит о минимальной подработке естественной кости при их изготовлении, которое ограничивалось двусторонним сверлением отверстия и, возможно, слабой полировкой.
Подвески из фаланг медведя встречаются реже и обычно в единичных экземплярах, даже в погребениях. ДА.Крайнов относит их к амулетам, которые носились отдельно и были связаны с медвежьим культом, характерным для волосовских племен [6 (с. 106)]                                                                                                       
Источник информации: Е.Д.Каверзнева, А.В.Емельянов ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И УКРАШЕНИЯ С ПОСЕЛЕНИЯ ШАГАРА II В ОЗЕРНОЙ МЕЩЕРЕ.
http://culture.rinfotels.ru/COKN/Izdan/Arh_sb_1996_1/str54-70.htm
 
зубы
Место и время:  Окуневская культура, Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: (...)Кроме того, в заполнении могилы найдены костяная игла (табл. XIV, 10) и 5 медвежьих зубов плохой сохранности. (...)
Источник информации: И. П.Лазаретов Окуневские могильники в долине реки Уйбат // Окуневский сборник, Санкт-Петербург,1997 г.
 
резцы
Место и время
:  Окуневская культура Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: У левой кисти найдены 2 просверленных клыка марала и 2 просверленных резца медведя.
Источник информации: И. П.Лазаретов Окуневские могильники в долине реки Уйбат // Окуневский сборник, Санкт-Петербург,1997 г.

резцы

Место и время: Окуневская культура Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: Здесь же найдены костяной трубчатый игольник с иглой, около десятка мелких стеатитовых бисерин, 7 просверленных клыков соболя и 4 резца медведя.
Источник информации: И. П.Лазаретов Окуневские могильники в долине реки Уйбат // Окуневский сборник, Санкт-Петербург,1997 г.
 
когти
Место и время: Окуневская культура Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.                           
Способ использования: В заполнении могилы найдены отдельные кости взрослого человека, ребенка в возрасте до полугода, фрагмент стеатитовой женской головки, обломки медной трубочки-пронизки, миниатюрный баночный сосуд и 10 когтей медведя.                                                                                                
Источник информации: И. П.Лазаретов Окуневские могильники в долине реки Уйбат // Окуневский сборник, Санкт-Петербург, 1997 г.                                                                                                                               

клык

Место и время:Окуневская культура  Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: На дне ящика, у северной стенки, найден крупный просверленный клык медведя, в северо-восточном углу - роговая острога.
Источник информации: И. П.Лазаретов Окуневские могильники в долине реки Уйбат // Окуневский сборник, Санкт-Петербург, 1997 г.

клыки, резцы

Место и время: Окуневская культура Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: Наиболее многочисленную категорию вещей в погребениях составляют различные украшения и амулеты, сделанные из камня, а также просверленных или необработан­ных зубов диких животных.(...) Крупный клык медведя клыки соболя и резцы медведя с отверстиями в корневой части, а также подвеска с гравированным геометрическим орнаментом , вероятно, служили амулетами. Подобные изделия, за исключением последнего, весьма характерны для окуневской культуры в целом и встречены во всех ее сколько-нибудь представительных памятниках.
Источник информации: И. П.Лазаретов Окуневские могильники в долине реки Уйбат // Окуневский сборник, Санкт-Петербург, 1997 г.

зубы

Место и время:  Окуневская культура Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: Как и погребения черновского типа, могилы второй группы, особенно женские, содержали множество разнообразных украшений, сделанных из зубов диких животных, стеатита и ракушек. Чаще всего и в большом количестве использовались зубы соболя. Ими обшивали обувь, шапочки и бытовые предметы. (...) С той же целью, но в меньшем количестве применялись зубы медведя и сурка, клыки марала. Подъязычные кости лося или оленя, а также просверленные клыки кабарги, возможно, служили амулетами.
Источник информации: И.П.Лазаретов Окуневские могильники в долине реки Уйбат // Окуневский сборник, Санкт-Петербург, 1997 г.

зубы
Место и время:  Окуневская культура Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: Могила 12. (….) фрагмент клыка медведя, находились в заполнении могилы.(...)
Источник информации: С.В.Хаврин Могильник Верхний Аскиз I, курган 1 // Окуневский сборник, Санкт-Петербург,1997 г.
 
когти
Место и время:  Окуневская культура Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: В заполнении могилы наряду с вышеописанными костями обнаружены два когтя медведя, семь заполированных подъязычных костей косули(?) (четыре с отверстиями), фрагмент птичьей(?) кости.
Источник информации: А.А.Ковалев Могильник Верхний Аскиз I, курган 2 // Окуневский сборник, Санкт-Петербург,1997 г.
 
клыки
Место и время: Окуневская культура Хакасия, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: 4 Многочисленны изображения медведя и на Шалаболинских скалах [Пяткин, Мартынов, 1985 табл. 13, 6-12, табл. 14]. На живучесть древних традиций указывают и многочисленные находки именно в мужских погребениях клыков медведей, которые или входили в состав ожерелий, или использовались как самостоятельные украшения [Максименков, 1981, с. 102]                                                       
Источник информации: С.В.Студзицкая Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры // Окуневский сборник, Санкт-Петербург, 1997 г.
 
клыки, кости, пенис
 Место и время: Окуневская культура Басс. Енисея, около 2 тыс. лет до н.э.
Способ использования: Атрибуты ритуальных мистерий в окуневских погребениях известны из могильни­ков Черновая VIII (жезл, черепа журавля, фигурка медведя и медвежьи клыки и т.д.); Третий лог (журавль); Лебяжье (черепа журавля, кости медведя, череп рыси); из могилы в Байкалове (пенис медведя) и др. В ямах ритуального назначения окуневского времени под г.Минусинском обнаружены черепа и длинные кости ног быков, лошадей, баранов. В погребениях Тас-Хазы - рога благородного оленя. В могильнике Сыда V - черепа лошади и коровы. Таким образом, практически во всех раскопанных окуневских могильниках или отдельных погребениях обнаружены материальные предметы, точно соответствующие какой-либо ипостаси многоликого окуневского божества.
Источник информации: Б.Н.Пяткин Замечания по поводу интерпретации образа фантастического хищника // Окуневский сборник, Санкт-Петербург,1997 г.
 



Карзина Выбранно товаров - 0
На сумму - 0рЂ.