Чем пишут иконы

Как писать икону: объясняем тщательно

чем пишут иконы

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

: Как устроены 9 кругов ада

Правила написания икон

Сегодня можно точно представить основные моменты, на которые следует основываться в иконописи. На иконе важно отображать не столько предмет, сколько раскрыть идею, изобразить святую личность в одухотворенном виде. Именно поэтому на многих иконах можно наблюдать несоблюдение пропорций, искажение лица, а также наличие обратной перспективы. Иногда в иконах можно увидеть отсутствие источника света. Это связано с тем, что свет считается символом святости.

При колористическом построении вовсе не обязательно ориентироваться на цветовую палитру. Цвет на изображении святых несет в себе некую символику. Например, если на иконе имеется красный цвет, то это может символизировать царствование или жертвенность.

Кроме того, цвет будет отображать символы в зависимости от содержания и тематики иконы. Очень важно при написании иконы соблюдать единовременность всего изображения. Это одно из главных условий иконописания. Не стоит забывать о статичности и внутреннем движении всех персонажей.

Изображение на иконе должно быть легким, поскольку все персонажи на ней отображают вечный полет к небу и стремление быть рядом с Богом.

В церковном искусстве можно встретить разные по своей форме и размерам иконы. Все они имеют свою историю написания и хранения в том или ином заведении. На старинных иконах чаще всего изображались несколько святых в действии. Как правило, они очищали души грешных людей от их пороков.

Сегодня можно встретить иконы, на которых представлены конкретные святые или же группы святых. Каждая икона имеет свое название. Запрещено бросать такие вещи, обрисовывать или ломать. Говорят, что человек, который не чтит иконы, слишком грешный и после смерти не попадет в рай.

Поэтому если вы купили икону или она вам досталась по наследству, обращайтесь с ней бережно.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Виды икон и их значение

Все иконы принято делить на две группы: иконы домовые (венчальные, мерные, именные, путевые) и храмовые. Однако и такое распределение может быть раздроблено еще на небольшие группы.

Домовые иконы принадлежат конкретному человеку и хранятся преимущественно дома. Писать венчальные изображения святых не просто. Обычно это парная икона, которая дарится молодым супругам в день из венчания.

Мерные иконы пишутся в преддверии рождения малыша и дарятся в день его крещения. На именных иконах изображают ангела-хранителя того человека, для кого она предназначена. Путевые иконки обычно берут с собой в дорогу и выполняются в небольшом размере.

Храмовые иконы хранятся в монастырях или храмах. Они могут быть выносными и целовальными.

Создавая ту или иную икону, не стоит забывать о вере в Бога и всех святых. Это позволит реалистично отобразить их на полотне, сделает их образ правдивым и легким для восприятия.

Источник: https://newsu.ru/religiya/etapy-napisaniya-ikony.html

Иконописная мастерская

чем пишут иконы

При нашем храме, по благословению настоятеля, открыта иконописная мастерская. Среди прихожан храма нашлись профессиональные художники-иконописцы, которые долгие годы работали в церковно-художественных мастерских и артелях.

Ими также были написаны иконостасы, храмовые и аналойные иконы для соборов, церквей и монастырей не только в Москве, но и по всей России.
Иконописная мастерская, телефон :  (977) 859-84-67

ВИДЫ И СТИЛИ НАПИСАНИЯ ИКОН

Сегодня иконописная мастерская живет своей творческой жизнью неразрывно связанной с храмом. Художники пишут иконы в иконописном и живописном стиле. За образцы берут иконы великих мастеров – преп.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Икона страстная значение в чем помогает

Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова их учеников и последователей. Наши иконописцы пишут иконы  по традициям Русской Православной Церкви. Написание иконы предваряется молитвой и постом.

 Иконы пишутся на липовой доске с паволокой и левкасом, изготовленным по старинной технологии.

Иконы в иконописном стиле пишут натуральными пигментами и минералами, растертыми на яичной эмульсии или художественной темперой.  Для отделки фона и нимбов используют только сусальное золото. Фон и ковчег по желанию украшают листовым орнаментом — гравировкой по левкасу. По окончанию, работы пропитывают натуральной льняной олифой или покрывают масляным лаком.
В наших православных храмах, в основном, находятся иконы, которые написаны в иконописном стиле.

Иконы в живописном стиле пишут масляными художественными красками,  для одежд используют — твореное золото, а для фона и нимба — сусальное золото.Гравировка выполняется по желанию. Готовая работа покрывается масляным лаком.

Примеры икон, написанных в живописном стиле, представлены в нижней галерее внизу этой страницы

Несмотря на многолетний опыт в написании икон, художники нашей мастерской постоянно повышают свой профессионализм, продолжают изучать древние памятники изобразительного искусства — иконы Xlll-XlV веков, посещают музеи, выставки.

Наши художники проводят мастер-классы по золочению икон, гравировке орнамента по левкасу, научат изготавливать краски из минералов ( лазурита, глауконита, киновари и др.), растертых на яичной эмульсии.

Минералы которые растирают на яичной эмульсии. Сусальное золото и творенка.

По телефону, указанному в начале статьи можно записаться на лекции и мастер-классы.

РУКОПИСНАЯ ИКОНА- ЦЕНЫ И СРОКИ НАПИСАНИЯ

Художниками иконописной мастерской «Неопалимая Купина» были написаны иконы, некоторые из них можно увидеть в деревянной церкви святого равноапостольного князя Владимира и в доме причта.

Безусловно, цены на рукописные иконы всегда выше, по сравнению с печатной продукцией. Икона, в которую иконописец вложил частичку своей души и несколько недель своего труда, ценится по-другому. И уж, конечно, икону, написанную так, как это делали в течение многих столетий, нельзя сравнивать с нарисованной за день-два картинкой, которую ее создатели тоже почему-то называют «рукописной иконой».

К каждой такой работе необходимо подходить индивидуально,  поэтому в ценообразовании и сроках изготовления рукописной иконы учитывается многое:  размер, количество мелких деталей, материал и краски.
Для примера мы сфотографировали некоторые иконы с золоченым фоном, разместив их в виде коллажа (фотографию можно увеличить, кликнув на нее мышкой. Размеры икон- реальные):

Верхний ряд:-св. вмч. Пантелеймон с/к: 17 х 21см-венчальная пара б/к: Спаситель 9 х 10,5см и Божия Матерь 9 х 10,5см-св. Серафим Саровский б/к: 17 х 21см

Средний ряд:

-венчальная пара с/к: Спаситель 22 х 28см и Казанская Божия Матерь 22 х 28см.

Нижний ряд:

-св. Лука Крымский с/к: 17 х 21см.-св. Николай Чудотворец б/к: 9 х 10,5см.-св. Сергий Радонежский лунное и желтое золото б/к: 9 х 10,5см.

-св. Сергий Радонежский c/к: 17 х 21см.

(Примечание: обозначение с/к — означает «с ковчегом», т.е. углубление в иконе, б/к — «без ковчега», т.е. икона без углубления.)

Наша иконописная мастерская может выполнить на заказ иконы: мерные, именные, венчальные, семейные, аналойные, иконы праздников, храмовые иконы, изготовить иконы для иконостаса.

Для уточнения цены рукописных икон вы можете позвонить на телефон нашего храма:
(977) 859-84-67 или отправить письмо на почтовый ящик katuninsv@mail.ru.

Средства от приобретенных икон идут на строительство храма Неопалимая Купина в Очаково-Матвеевском. Вместе мы построим храм! Храни вас Бог!

ФОТОГАЛЕРЕЯ ИКОН

Ниже на сайте представлены несколько галерей фотографий икон. Это не все иконы, созданные художниками нашей иконописной мастерской. Кроме этих образов, возможно изготовление рукописных икон любой сложности.

ИКОНЫ в живописном стиле

Источник: http://hram-kupina.ru/ikonopisnaya-masterskaya/

Каноны и иконы

чем пишут иконы

В России действуют всего три иконописные школы: в Тобольске, Загорске и Курске. Тобольскую создал в 1996 году отец Олимпий, закончивший Суриковский институт, а затем иконописную школу в Троице-Сергиевой лавре. И появление школы в этом древнем уральском городе закономерно: соседство старинного кремля, духовной семинарии объясняют место, а высокая востребованность иконописных произведений — время ее возникновения.

Образ жизни

Спрос на образа сегодня едва ли не выше, чем на «обыкновенные» картины. Можно говорить о моде, можно — о духовных процессах. Именно «люди действия», склонные к рискованным поступкам и быстрым решениям, нередко оказываются патриархальны в своих идеалах. Давно отмеченная склонность бизнесменов к религии объясняется отнюдь не только желанием «получить индульгенцию», но и психологическими причинами. Плюс активно начавшееся храмовое строительство: идут заказы на иконостасы, фрески.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Молитва богородице на каждый день недели

Тобольская школа расположилась в трех зданиях, снаружи нежилых, но внутри вполне уютных. «Школьники» (а среди них есть и перешагнувшие четвертый десяток) — иконописцы всего Уральского региона, Казахстана и даже Дальнего Востока.

К абитуриентам два требования: художественное образование (основам рисунка, живописи, композиции здесь не учат) и вера в Бога. На вступительном экзамене после чтения молитв нужно за шесть часов сделать копию иконы. 50 студентов обучаются на пяти курсах, получают диплом о среднем специальном образовании.

Работать отправляются в иконописные мастерские, которые создаются сегодня по всей стране.

Но и сейчас только учебными работы иконописцев (за исключением разве что первого курса) не назовешь. Образа востребованы: четвертый курс, например, написал часть иконостаса для православного собора в Улан-Удэ; вся школа сейчас готовит большой иконостас в новую церковь поселка Муравленко Тюменской области. На очереди внутреннее оформление храмов в Сургуте, Пышме, Новосибирске.

Творческое послушание

Иконопись, безусловно, самый канонический вид искусства. Свод строгих правил лежит в ее основе: «не нарушай», «не выдумай», «не сочини». Это в других жанрах ценится «сделать иначе»; здесь наивысшее мастерство «сделать так же» — как иконописцы прошлого.

«Нам повезло больше, чем кому-то до нас, больше, чем Васнецову: недавно древние иконы были раскрыты от записи, — говорит молодой педагог школы Татьяна Ислентьева, приехавшая сюда из Нижнего Тагила Свердловской области. — Иконы со временем темнеют, и художники подновляют их уже в новом стиле. Так, «Троица» Андрея Рублева была записана 20 раз и раскрыта лишь в XX веке». Современные иконописцы равняются на древние подлинники.

Пишут иконы с репродукций уже существующих. Новых не создают. Максимально разрешенное — соединить в одном произведении разные сюжеты. Здесь учат художественному смирению.

Каноны иконы касаются не только содержания, но и художественной манеры. «В традиционной живописи линии сходятся на горизонте, люди или предметы уменьшаются вдали. Но ведь это иллюзия, на самом деле их размер не меняется. В иконах — обратная перспектива: точкой пересечения всех линий является человек, который стоит перед иконой», — поясняет Татьяна Ислентьева.

«Материальные» каноны не менее строги: краски должны быть максимально естественными. Большинство картин не предназначены для того, чтобы на них смотрели часами, — икона как раз для этого существует. Потому должна быть чистой не только духовно, но и экологически: таково требование времени и вечности.

Чтобы не навредить глазу, в красках используются натуральные пигменты. За лазуритом, например, школьники с преподавателями отправляются в походы на Байкал. Камень дробится, толчется и превращается в синий порошок.

Готовятся краски на яичной эмульсии, для этого в школе выращиваются собственные куры-несушки (инкубаторские не дают такого яркого желтка). Разводят желток на вине, обязательно сухом: «Сладость не нужна.

Однажды купили, не попробовав, целый ящик вина, не знали потом, куда его деть» Еще о натуральных продуктах: золочение фона производится с помощью водки. Популярный продукт используют в качестве клея: водка, испаряясь, плотно прикрепляет листки с сусальным золотом к поверхности.

Цена духовности

У жанра, несмотря на востребованность, непростые отношения с современностью. Срабатывает стереотип (тоже ведь канон) восприятия: икона должна быть старой. Над иконой должно поработать время.

Оно способно одухотворить даже то, что не сумел одухотворить человек. А свежевыстроенные храмы украшают в основном юные иконы. В них вся прелесть и все недостатки молодости: они блестящие, лучезарные, радостные — и поверхностные, плоские, «немудрые».

Их даже оценивают метражом: 25 тысяч рублей за один квадратный метр.

Сегодня тобольская школа готовит третий выпуск иконописцев. Пока ясно, что здесь производят прекрасных копиистов (в иконном деле отношение к копиистам вполне уважительное), дают великолепную профессиональную выучку.

Прозвучат ли имена? (Иконы хоть и не подписывают, но они авторские: имена, за редким исключением из правил, известны узкому кругу.) Даст ли Тобольск школу как направление в иконописи? В старой иконописи школы-направления наблюдались: строгановская, годуновская, невьянская. Легкое, почти в рамках нормы, но отклонение от канона.

Собственные черты тобольской школы пока не выявились. Вопрос, есть ли они у современной иконописи в принципе

Тюменская область

Источник: https://expert.ru/ural/2002/10/10ur-cultur1_72182/

Как и кто пишет иконы для церкви?

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Символ веры молитва

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Преображения Господня

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.

Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

    Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности

  3. Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
  4. Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
  5. Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей.

Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию.

Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Технология написания икон своеобразна и сложна

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.

Иконопись. Секреты написания иконы

Май 26, 2019 23:24 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-i-kto-pishet-ikony-dlya-tserkvi.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя звезда
21 декабря знак зодиака стрелец или козерог

Закрыть