Феофан затворник о молитве

О молитветекст

феофан затворник о молитве

На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, – известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем, применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить.

Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими – либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел, и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия – либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая.

Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать.

(№ 708. письмо 719. вып. 4. стр. 123.)

Молитвенное правило

Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая – что есть? Надо душу в нея влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телеснаго труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.

(№ 813. письмо 719. вып. 4. стр. 125.)

Дорожное молитвенное правило

Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что – либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом.

(№ 811. письмо 699. вып. 4. стр. 125.)

О правиле

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, – коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего.

«Боже милостив буди» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно.

Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

Все сие пишу вам по – книжному. У вас сколько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим.

(Письмо к отцу Архимандриту Задонскаго Святаго Тихона Монастыря Димитрию. 21 февраля 1881 г.)

(№ 815. письмо 2. вып. 1. стр. 126.)

Что делать, когда молитва нейдет на ум?

Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко – на несколько минут отложить ея Если и после нейдет нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.

(№ 845. письмо 113. вып. 1. стр. 128.)

Поспешность в чтении молитвеннаго правила

Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий И правильно.

Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас скорей, поскорей От этаго вы и никакаго плода от молитвы не ощущаете Но положите себе законом не спешить Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь

Посмотрите, как пойдет молитва А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною

По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!

8 июня 72 г.

(№ 814. письмо 763. вып. 5. стр. 1.)

Руководственныя указания к благоговейно – молитвенному чтению правила

Собираетесь вычитывать правило Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,

1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов.

Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь

2) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемаго воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

3) Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час сколько обычно выстаиваете и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать

4) Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед

5) Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которыя входят в ваше правило, – и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

6) Никогда не читайте без перерыва молитвы а всегда перерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны.

Это последнее правильце – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвеннаго Если иногда, какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте так до самаго конца положеннаго времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по несколько поклонов без установлений на то часов.

Означенное в 5–м и 6–м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.

24 июня 73 г.

(№ 807. письмо 773. вып. 5. стр. 3.)

Источник: https://www.litres.ru/svt-feofan-zatvornik/o-molitve/chitat-onlayn/

игумен Феофан (Крюков). Поучения святителя Феофана Затворника о непрестанной молитве

феофан затворник о молитве

О непрестанной молитве.Поучения святителя Феофана Затворникаигумен Феофан (Крюков)

СОДЕРЖАНИЕ

Извольте все сие сообразить, и взять в руководство, и почаще прочитывать,

чтобы поновлять в памяти, как должно действовать.

Свт. Феофан Затворник

Иисусова молитва не есть непрестанная молитва,
но лишь подспорье к ней

Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней Непрестанная молитва есть дар благодати и о сем молиться надо: «Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться!» Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его возгревать. (10, 111)*

* Номер источника и страницы (см. Библиографию на с. 102).

Кто останавливается на одной Иисусовой молитве,
тот останавливается на полдороге

Говорят: «Стяжи молитву Иисусову», т.е. молитву внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге

При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением. (6, 19)

Дело не в словах, а в вере и чувстве

Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов и это будет молитва. (6, 224)

Бывает, и молитва Иисусова есть, и теплота есть,
а молитвы настоящей нет

Навык молитвенный не вдруг образуется а требует долгого труда и претруждения себя. Вот в сем-то труде образования молитвенного навыка лучше всего помогают Иисусова молитва и сопровождающая ее теплота. Заметь, отец, что они есть средства, а не самое дело. Возможно, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. Как это ни странно, а бывает так! (7, 63)

Не все, имеющие навык к Иисусовой молитве,
вкушают плодов ее

Велика сила этой молитвы, по изображению св. отцов; а между тем на деле видим, что не все, имеющие навык к ней, причастны этой силе, не все вкушают от плодов ее. От чего это? От того, что сами хотят забрать в свое владение то, что принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати Господней.

Начать повторять эту молитву утром, вечером, ходя и лежа, за делом и на досуге есть наше дело: на это не требуется особой помощи Божией. Трудясь все в том же порядке, можно самому дойти до того, что язык и без нашего сознания все будет повторять эту молитву.

Может последовать за этим и некое умирение помыслов, и даже своего рода сердечная теплота: но все это будет, как замечает в «Добротолюбии» инок Никифор, дело и плод наших усилий. Остановиться на этом значит то же, что удовольствоваться уменьем попугая произносить известные слова, даже такие, как «Господи, помилуй».

Плод от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь. Это и случается с теми, у кого во время навыкновения этой молитве, поколику то зависит от нас, не раскрывается сознание того, в чем существо ее. (14, 167)

Существо дела — установиться в памяти Божией

Существо дела в том, чтоб «установиться в памяти Божией, или ходить в присутствии Божием». Можно всякому сказать: «Как хочешь, только добейся до этого Иисусову ли молитву творить поклоны ли класть, в церковь ли ходить что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией». Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: «Никаких приемов не употреблял я и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!»

Это — что Бог дал или даст — иметь надо в цели, чтобы не смешать самодельщины с даром благодати. (6, 17-18)

Навык к Иисусовой молитве
должен быть с мыслию о Господе

Навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык, но всегда с мыслию о Господе. Если при сем ко Господу воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не слова молитвы Иисусовой. (7, 58)

Иные забывают о вопиянии из сердца
и пусты бывают от благодати

Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца

Вся забота у них о словах и положении тела, и, отчитав в сем положении известное число молитв Иисусовых с поклонами, опочивают на сем с некиим самомнением и осуждением ходящих в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так проживают и пусты бывают от благодати. (10, 189-190)

Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит

Молитва Иисусова не талисман какой. Сила ее от веры в Господа и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При таких расположениях призываемое имя Господа оказывается многодейственным. Одно повторение слов ничего не значит. (15, 133)

http://www.hesychasm.ru/index.htm

Источник: http://www.hesychasm.ru/library/feofan01/txt01.htm

О непрестанной молитве

феофан затворник о молитве

Составитель игумен Феофан (Крюков)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Молитва при кесаревом сечении

М.: «Даниловский благовестник», 2001

Аннотация

НАВЫК К ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ –
СРЕДСТВО, А НЕ СУЩЕСТВО ДЕЛА

Иисусова молитва не есть непрестанная молитва, но лишь подспорье к ней – Кто останавливается на одной Иисусовой молитве, тот останавливается на полдороге. – Дело не в словах, а в вере и чувстве. – Бывает, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет.

– Не все, имеющие навык к Иисусовой молитве, вкушают плодов ее. – Существо дела – установиться в памяти Божией. – Навык к Иисусовой молитве должен быть с мыслию о Господе. – Иные забывают о вопиянии из сердца и пусты бывают от благодати.

– Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит.

Что есть непрестанная молитва

Молитва, которая сама молится. – Она – от благодати и чистой совести. – Она – чувство к Богу неотходное, не имеющее нужды в словах. – Священное Писание заповедует непрестанно молиться.

Главное событие непрестанной молитвы –
соединение ума с сердцем

Тайна духовной жизни – сосредоточить ум в сердце. – Существо христианской жизни – стать умом в сердце пред Богом и оттуда управлять всем в себе. – Закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу и всегда будешь в памяти Божией. – Постоянная память Божия в сердце хранится, если есть соединение ума с сердцем. – Секрет духовной жизни: нельзя стать в сердце без болезненных исканий. – Три силы души потребны для непрестанной молитвы.

Как согласовать непрестанную молитву
и повседневные дела

К невозможному Бог не обязывает. – Священное Писание не заповедует ничего невозможного. – Работа не должна отвлекать от Бога. – Труд телесный иногда отклоняет от Бога. – Дела лучше не начинать, когда молитва идет. – Надо и дело делать, и умом от Бога не отступать. – Непрестанно молиться – долг всех. – Как согласить дела и постоянное внимание Богу. – Как могли Апостолы непрестанно молиться. – Так повелевает делать Сам Господь.

Степени восхождения
к непрестанной молитве

Три степени молитвы. – Умная молитва в силе, когда приходит влечение внутрь. – Переход от умной к сердечной молитве – когда сердце исполняется любовью к Богу. – Умная молитва переходит в умно-сердечную с зарождением теплоты и влечения внутрь. – Умная молитва, согревая сердце, вводит его в умно-сердечную молитву. – Самодвижная молитва сама собой стоит и действует.

– Чем более согревается сердце, тем самодвижнее умно-сердечная молитва. – Два рода самодвижной молитвы – произвольный и несвободный. – Отличие умно-сердечной молитвы от духовной в самодействии. – Умно-сердечная молитва переходит в непрестанную, когда влечения внутрь делаются постоянными. – Главное условие восхождения к непрестанной молитве – очищение сердца от страстей.

Созерцательная молитва

Молитва находящая и молитва созерцательная. – Созерцание выше деятельности. – Отличительная черта созерцательной молитвы – выпадение из сознания всего окружающего. – Совершенное безмыслие созерцания чуждо святым отцам. – Молитва чистая дается одному из тысячи, а созерцательная – в родех и родех едва одному. – Степени блаженной жизни в Боге прежде оного века.

Молитвенное правило,
ориентированное на непрестанную молитву

Правило непрестанно молиться. – Прямой путь к непрестанной молитве. – Общее правило – с утра возгреть теплоту и не делать ничего, что ее расстраивает. – Пример дневного правила с непрестанной молитвой. – До непрестанной молитвы доходят не вдруг, а перемежающимися молитвованиями. – Потомить себя, чтобы получить память о Боге. – Два приема привлечь ум к сердцу.

– Пока идет вхождение ума в сердце, ничего другого не делать. – Страх Божий доведет до цели. – Что значит «зажечь беду вокруг себя». – Богомыслие пролагает путь к непрестанной молитве. – Богомыслие – ключ молитвы непрестанной. – Правило всякое хорошо, которое держит душу в благоговении перед Богом. – Правило должно быть в вашей собственной воле.

– Все правила могут оставлять лишь те, у коих умная молитва стала непрестанною.

Плоды непрестанной молитвы
и их связь с естественными плодами

Естественные плоды Иисусовой молитвы. – Слезы – мера преуспеяния. – Навык всегда держать внимание на Господе не даст скорбеть. – Внимание в сердце и теплота – естественные действия молитвы. – «Болячка» в сердце – натуральное дело. – Когда человек все делает с полным сознанием и вниманием. – Первое дарование уму – собранность внимания в молитве. – Далее – неотступность хождения пред Богом. – Теплота настоящая и теплота натуральная.

– Огонек приходит всегда почти через Таинства. – Сердечная молитва – дар благодати, подаваемый через Таинства. – Сердечная молитва никогда не преждевременна. – Облагодатствованный ум всегда бывает собран, быстропонятлив и сообразителен, озарен истиной. – Внутренняя светлость, прогнание недоброго, дерзновение в молитве, духовный огнь в сердце. – Память Божия, созерцание совершенств Божиих, ревность по Богу, страх Божий.

– Чистая любовь – венец совершенства в богоугождении.

Об уклонениях от правого пути
непрестанной молитвы

Два неправых способа молитвы – мечтательный и умно-головной. – Уклонение внимания от сердца есть уклонение от пути к Богу. – Нестройно внутри, когда ум идет своим чередом, а сердце своим – надо их соединить. – Без покаянных чувств – молитва не в молитву. – Никогда не навыкнет молитвы увлекшийся духом произвольного самочиния. – Художественное творение молитвы не всем пригоже.

– Художественный образ молитвы может пресечь духовную жизнь. – Как остерегаться от художественного образа молитвы. – Избежать уклонения в прелесть можно лишь с помощью опытного руководителя или взаимного руководства. – Умная молитва сама имеет крайнюю нужду в руководстве. – Умная молитва минует опасность заблуждений, когда в ее огне сгорит самолюбие.

– Когда умная молитва не представляет никакой опасности и сама себе служит охраной. – Две неправости с теплотой: теплотолюбие и сласть похотная. – Похотное раздражение тотчас пресекать. – Духовное сластолюбие от усиления внимания к теплоте. – Духовное сластолюбие – от ухода страха Божия и болезнования. – Смиренным прелести нечего бояться. – Неболезненно шествующий не получит плода.

– Не будет памяти о Боге – не будет духовной жизни.

Кто получил непрестанную молитву,
тот уже стоит в преддверии рая

Тайна непрестанной молитвы в любви ко Господу. – Богомыслие и коротенькая молитва питают сердечные чувства. – Любовь не дает и на минуту забыть любимого Господа.

– Стоять умом в сердце значит зажечь в нем огонь, который Господь пришел вовреши на землю. – Начните умственный подвиг и все увидите сами. – Ложные состояния – не укор истине, но призыв к отрешению от всего.

– Монахам удобнее, но и мирянам не невозможна жизнь в Боге. – Плоды непрестанной молитвы приуготовляют душу к будущему лицезрению Бога.

Библиография

Источник: http://otechnik.narod.ru/feofan_molitva/zatfe01/index.htm

Святитель Феофан Затворник (†1894) — Лампада

Одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века был Святитель Феофан Затворник, ставший великим учителем христианской жизни. Он оказал глубокое влияние на духовное возрождение всего общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве.

Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

http://files.predanie.ru/mp3/%C6%E8%F2%E8%FF%20%F1%E2%FF%F2%%F5%2C%20%F7%F2%E8%EC%%F5%20%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%ED%EE%E9%20%F6%E5%F0%EA%EE%E2%FC%FE/010_%D1%E2%F2.%20%D4%E5%EE%F4%E0%ED%E0%2C%20%E7%E0%F2%E2%EE%F0%ED%E8%EA%E0%20%C2%%F8%E8%ED%F1%EA%EE%E3%EE%20%281894%29.mp3

Детство

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника.

Его отец Василий Тимофеевич Говоров был священником Владимирской церкви села Чернавское и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя Татьяна Ивановна происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Егор был пятым ребенком в семье. Детей в семье о.Василия было семеро: три дочери и четыре сына.

Отец Василий часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этих посещениях мальчик не прочь был иногда пробраться к церковным колоколам и позвонить.

Учеба

Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители воспитали его в церковном духе, так что с раннего детства он возымел крепкую любовь к Церкви. Недаром отмечал он потом, что церковность — самое могучее средство правильного воспитания детей.

Ливенское духовное училище

В 1823 году Георгий поступил в Ливенское духовное училище и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Во главе ее стоял тогда архимандрит Исидор — впо­следствии известный иерарх Русской Православной Церкви.

Георгий Говоров с большим интересом изучал преподаваемые науки, но особенный инте­рес возбудили в нем уроки психологии.

В годы учебы, после паломничества в За­­дон­ский монастырь, где по­чивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычайное, все более возрастающее благоговение к святи­телю Тихону Задонскому.

В 1837 году, окончив семинарию, будущий святитель поступил в Киевскую Духовную Академию. В Академии все его помнили, как скромного и благоговейного юношу. Будучи студентом Киевской Духовной Академии, он много раз посещал Лаврские пещеры. Здесь, очевидно, у него и созрела мысль об отречении от мира.

Постриг в монашество

За несколько месяцев до окончания курса Георгий Васильевич Говоров принял монашеский постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника.

В иночестве он нашел свое истинное призвание; к этому его располагали и естественная доброта сердца, и голубиная кротость, и снисходительность, и доверчивость к людям, да и некоторая застенчивость в обращении.

Молодой студент смотрел на иночество как на трудный подвиг служения Церкви и окончательно решился на него только после долговременного размышления, пережив тяжелую душевную борьбу.

К тому же во время учебы в Академии в его семье произошли события, которые окончательно укрепили его намерение стать иноком: в 1838 году скончалась его мать, а через год — и отец, священник Василий.

Вскоре его посвящают во иеродиаконы, а затем — в иеромонахи. После пострижения он посетил Лавру, где подвизался старец иеросхимонах Парфений. Этот умный молитвенник так наставлял молодых монахов: «Вот вы, ученые монахи, набрав себе много правил, помните, что одно важнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу — вот чего добивайтесь».

Преподавательская деятельность (1841-1847)

Успешно окончив Киевскую Академию со степенью магистра богословия, в 1841 году, иеромонах Феофан назначается исполняющим должность ректора Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка.

Духовные училища предназначались «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви».
Сюда принимались дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий — с платою.

Училища имели 4 класса, программа которых приближалась к программе четырёх классов гимназий.

Но недолго трудился отец Фео­фан в Киевском училище: уже через год он был назначен инспектором Новгородской семи­нарии.

Новгородская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII – начале XX вв.

и одним из центров культурной жизни Великого Новгорода (одним из првых выпускников новгородской семинарии был Тихон Задонский, впоследствии святитель и угодник русской церкви). В семинарию принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать.

В Новгороде иеромонах Феофан провёл 3 года. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и пре­крас­ный преподаватель психологии и логики.

Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незау­ряд­­ные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому в декабре 1844 года он был переведен в Петербургскую Духовную Академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив филосовско-умозри­тельные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и пси­хологический.

Главными после Священного Писания и творений святых отцов источниками его лекций были жития святых и психология.

За ревностное исполнение своих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (1847-1854)

Вид на Иерусалим, XIX век

В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим. Шестилетнее пребывание в Палестине имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Он посетил святые места Палестины, Египта и Сирии, древние монашеские обители (знаменитую Лавру св. Саввы Освященного), беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли молиться за некрещеных

Улицы Иерусалима в XIX веке

В Иерусалиме будущий святитель выучился иконописи и снабжал бедные церкви своими иконами и даже целыми иконостасами. Здесь, на Востоке, он основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1854 году, в связи с началом Крымской войны (1853—1856), члены Духовной Миссии были отозваны в Россию. В связи с войной Миссия возвращалась на родину через Европу.

По пути в Россию иеромонах Феофан побывал во многих европейских городах, и везде он осматривал храмы, библиотеки, музеи и другие достопримечательности, посетил некоторые учебные учреждения с целью ознакомления с положением дел в западной богословской науке. В Риме иеромонах Феофан имел аудиенцию у папы Пия IX.

В Италии отец Феофан как большой любитель и знаток живописи интересовался произведениями живописи; во Флоренции он подробно осмотрел картины Рафаэля и приобрел для себя много отлично исполненных снимков. В Германии иеромонах Феофан подробно познакомился с постановкой преподавания в учебных заведениях различных наук, особенно богословия.

За свои труды в Мис­­сии в 1855 году иеромонах Феофан был возведен в сан архиманд­рита и назначен в Петербургскую Духовную Академию бакалавром по ка­федре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

В исполнении должности ректора семинарии он все силы употребил на то, чтобы должным образом руководить вверенными его попечению юношами, стараясь, с одной стороны, предохранить их от свойственных юношескому возрасту опасностей и увлечений, а с другой — развить хорошие наклонности и внедрить добрые навыки, чтобы воспитанники по окончании курса семинарии были полезными членами Церкви и сынами своего Отечества. Прежде всего он старался возбудить и укрепить в воспитанниках религиозность. Он внушал им любовь к храму и богослужению, прививал усердие к молитве, постам и другим церковным установлениям. В воскресные и праздничные дни он сам совершал богослужение, побуждая учеников участвовать в нем молитвами, чтением и пением на клиросе. При этом отец Феофан часто говорил в семинарском храме поучения об истинах веры и благочестия. Непременно присутствовал он на утренних и вечерних молитвах в семинарии, усердно молясь с юношами и тем подавая им пример. Чтобы воспитанники в свободное от занятий время не находились в праздности, отец Феофан ввел в семинарии класс рисования и иконописи.

Источник: https://lampada.in.ua/2020/01/svyatitel-feofan-zatvornik-dagger-1894/

О молитве (святитель феофан затворник)

Святитель Феофан Затворник

Молитва самое действенное средство в духовной жизни, и вместе мера ее. Как вы описываете свою молитву, она у вас очень неисправна. Потрудитесь так делать: пред молитвою всегда подумать о молитве, что она, и к кому относится, и какова должна быть, подумать и втянуть чувство сердца в молитвенную область благоговеинства, упования и преданности Богу.

Вы прочитываете молитвы утренние и вечерние. Прекрасно. Но, совершайте свое молитвословие не спешно, всегда сопровождая слова мыслию, или выражаемою, и напряжением на то чувства сердца. Вы часто в сем делаете уступку. Положите отселе не уступать ни на волос, и нудить себя всячески, чтоб за словом шли мысль и чувство.

Без этого молитва вкуса не имеет и не привлекает. Как читая книгу, вы следите мыслию за читаемым и с удовольствием усвояете встречаемое; как же скоро мысль отбежит, чтение трава. Тоже бывает и с молитвою. Тоже бывает и с молитвою. Если мысль отбегает и чувство пятится назад, нудьте себя.

Правило ваше невелико, потому стыдно и спешит, и мыслию отбегать в сторону, и чувству давать льготу.

Посмотрите, как пойдет молитва сладостно, если возьмете ее в руки и поблажать себе не станете, или не себе, а врагу, который, как только вы двинетесь в молитвенный угол, идет по пятам и осаждает разными напоминаниями Но, когда внимать будете, он отступит; потому что ваша борьба против его внушений венцы вам готовит; а он этого не хочет. Когда дело молитвословия идет исправно, молиться хочется, и от молитвы отстать не желается. Тогда продолжите молитву, молясь словом своим, или своею мыслию, о том, что больше всего потребно в духовной вашей жизни Полагаю, что сим способом молитва ваша оживет, и леность к ней отпадет (1, п. 185, с. 210 211).

Молитв готовых у нас много. Они не сочинены, а изливались из сердца Святых, под действием какого либо созерцания, или события и случая в жизни. Читающий их со вниманием входит в те же чувства, какие дышат в них, и тем оживляет и созидает в себе молитвенный дух.

Чтоб это удобнее совершалось, хорошо молитвы избираемые наперед обдумывать с восприятием и чувств, сокрытых в них. Еще лучше заучивать молитвы, чтобы не иметь нужды в молитвеннике, а всегда носить его в душе, готовым раскрыться, как только потреба.

Но, навыкая молиться по готовым молитвам, надо начинать понемногу молиться и своим словом, по своим потребностям душевным или внешним. Потребности духовные, как только пробудятся, тотчас устремляют к Богу.

Позыв обратиться к Богу бывает иногда без определенной потребности, а по одной жажде Бога.

В какой бы мере и в каком бы виде ни проявлялся сей позыв, никогда не надо оставлять его неудовлетворенным, но тотчас обращаться к молитве в том положении, в каком застал позыв: если за делом, за ним и молиться, если за чтением, посреди его и молиться, если во время ходьбы, ходя и молиться.

Но конечно лучше и плодотворнее стать в молитвенное место и принять молитвенное положение, если можно. Чем усерднее будут исполняемы сии обращения к Богу, тем чаще они будут появляться и больше длиться, и глубже укореняться. Не забудьте сего пунктика. Прием сей есть самый лучший для усовершенствования молитвы (1, п. 187, с. 218 219).

У отцев пишется: самое лучшее стояние во время молитвы есть стоять на суде (1, п. 189, с. 227).

Есть молитвенники, которые молятся одною Иисусовою молитвою Но это для совершенных; а для нас начинающих эта единость мысли скоро наскучивает. Потому указанный прием лучше, разнообразя содержание молитвы указанием разных нужд духовных. Между тем молитовки все обращаются к Господу. Следовательно в духе и тут молитва Иисусова (1, п. 190, с. 233).

Соберите их десятка три, четыре, пять Повторяйте их по 10 раз и это будет ваше правило утром и вечером. Произнося молитовки, углубляйтесь в смысл, прилагая к себе Первый плод не заметите как время пройдет (1, п. 191, с. 234).

Найдите также какое либо дело из ряда подвижнических, которое было бы однакож тяжеловато и соединено с затруднениями в исполнении и наложите его на себя как закон неотложный хоть умри, а исполни. Как это было бы благотворно для возбодрения духа?! Вы писали: «час другой простоишь на молитве а в душе все безжизненно».

От чего так? Я думаю, от того, что внимание ваше обращено в эту пору только на то, чтоб простоять, и перечитать, и переговорить положенное Это внимание надо иметь, но не впереди его держать, а на 3 и 5 месте Напереди надо ставить чувство грешности За тем вот-вот смерть, суд и осуждение. Куда укрыться? Не куда в лоно лишь милосердия: Боже милостив буди Под сень креста раздери Господи на нем рукописание грех моих.

Пред молитвою всякий раз если проводить сии чувства по сердцу, то оно вялым оставаться не может. Один старец говаривал, что самое пригодное место для молитвы стояние вниманием на суде Божием, в ожидании, что вот-вот услышится решение!..

Молимся без подобной приготовки и молитва бывает ни куда негожею Еще от того она такова что припоминая, как была у нас хороша молитва несколько прежде, и думаем, что и теперь она будет такою же стоит только стать и все пойдет добре, а оно нейдет Сейчас надо дело направить Это пустяки, когда говорят, что поправить не можем, не беремся и не поправляется. Господь близ! А Он никогда не оставляет, кто искренно ищет Его (1, п. 196, с. 242 243).

Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва дыхание духа. Есть молитва, живет дух; нет молитвы, нет жизни в духе.

Стоять пред иконою и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее.

Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и пр. (2, п. 227, с. 33).

Второй способ обучения души к частому обращению к Богу есть обращение всякого дела большого и малого во славу Божию (2, п. 227, с. 38).

Третий способ обучения души к частому обращению к Богу есть частое, в продолжении дня, взывание из сердца к Богу краткими словами, судя по нуждам души и текущим делам (2, п. 227, с. 39).

Что у вам бывают покаянные чувства в молитве и слезы, это настоящее дело. Без покаянных чувств молитва не в молитву. Так и пишите ее, как не бывшую. Молитва без сих чувств есть тоже, что выкидыш мертвый. Так у св. отцов.

А слезы раздувайте Приучитесь голосить над собою, как над мертвым с причетами Ибо главная мысль, или место, где следует держать себя мысленно, есть час суда, или тот момент, когда Бог готов произнести: «приди, или отойди»! О, Господи, спаси же! И как не плакать, не могши утвердительно сказать, что Он не скажет: «отойди»?! (2, п. 256, с. 94).

Заглохнутие молитвы очень прискорбное дело Всякий раз, как оно ощущается, не оставляйте сего без внимания. Берите книгу о молитве и читайте углубляясь. По немножку и оживет молитвенное к Богу восхождение. Заботу о сем помните и Господа молите, чтобы Он не лишил вас молитвенных утешений. Ничего в человеческих делах без труда не достигается. Духовные же делания требуют напряженнейшего труда и при том непрерывного (2, п. 275, с. 128).

Молитва церковная и домашняя

Церковная молитва выше домашней.

Церковь утешение ваше. Благодарение Господу, дающему вам ощущать благотворность пребывания в церкви. Святой Златоуст часто поминает, что можно и дома помолиться, но так помолиться, как в церкви, дома не помолишься (3, п. 448, с. 90).

Молитва духовная. Как ее должно совершать

Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как, например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное. Она творится умным путем.

Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа и затем, предав всего себя Господу и верою и упованием воодушевясь, обращать к Нему молитву сию просто, по-детски. Чувства при сем, какие Бог пошлет, теми и довольствоваться.

Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно». Как вы написали, что когда представляете присущим Господа, то лучше бывает, так всегда и делайте (5, п. 906, с. 181).

Молитва о болящих (На молебнах, проскомидии и Литургии)

Вы добре устроили молитвование о своей дочери. Два молебна на неделе, да на проскомидии помин. Кажется бы, довольно. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душею. Если никто не воздохнет от души, то молебны протрещат, а молитвы о болящей не будет. Тоже и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы.

Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна Вы заказали, но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы Болящего о больной никого и нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне Да и где им на всех наболеться?! Другое дело, когда вы сами на молебне, или в церкви на Литургии, когда поминается Н.

на проскомидии Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию и самую молитву Церкви делает болезнующею, хотя служащие и не болят Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами, и болите душею о болящей И дело будет.

В церкви на Литургии болите во время проскомидии и особенно, когда после «Тебе поем» богородичную поют песнь: Достойно есть Тут поминаются снова за совершенною жертвою живые и умершие Обедня сильнее, чем поминовение только на проскомидии потому, что это выражает сильнейшее ваше соболезнование о болящей и с тем сильнейшую веру и надежду, что Господь не оставит вас Своею помощию Но главное, сами болите о больной И больше бедным помогайте не тем только, которые ходят Облегчите тяготимое бедностью семейство. Его молитва облегчит вашу тяготу сердечную (3, п. 460, с. 102 103).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Молитва семи отрокам

Молитва о погибающих

Ваша скорбь о родных погибающих и молитва о них приятны Богу. Если у них не все погасло и есть к чему в них привиться и вашей молитве и Божию к ним благоволению, то они опомнятся, узрят свет Божий и пойдут путем Божиим. Молитесь сердечнее Благожелательная молитва ваша будет отзываться в душах их и пробуждать сокрушительные помышления. Ибо есть общение душ (3, п. 382, с. 21 22).

Молитва о смерти. Полезна ли она нам?

Молились иные о смерти и бывали услышаны. Но нам лучше принимать от Господа с покорностию то, что подаст жизнь ли, смерть ли. Здоровье или болезнь. Достаток или скудость. И о всем благодарить (8, п. 1250, с. 25).

Молитва со вниманием

Что бывает, будто служба скоро отошла, или свое правило совершенно незаметно будто Это плод внимательного стояния в церкви и домашнего правила исполнения со вниманием и чувством. Дай Господи, чтобы всегда так было Но бегайте самоценения (3, п. 476, с. 121 122).

Молитвенное трезвение

При молитве мысли лезут: отгонять надо, опять ползут, опять отгонять и все так. Только не поблажать, а как заметите, гоните. Это и есть подвиг трезвения. Трудитесь над тем, чтоб сердце ваше было в каком-либо религиозном чувстве когда сердце в чувстве, помыслы не безпокоят и все ходят вокруг чувств (3, п. 489, с. 159).

Молитвенное устроение в начале дня

Потрудитесь делать так: утром, на молитвенном своем правиле, потрудитесь так установиться вниманием пред Богом, чтобы потом и весь день быть пред Ним, что бы ни случилось делать.

Если устроитесь так и станете с пророком предзреть Господа пред собою выну, с соответственными конечно тому и чувствами, то и будете непрестанно молиться. И тогда не будет вам скучно. От молитвы-правила не отходите, пока не возродится сокрушение в сердце с преданностию Богу. Вы жена, мать, хозяйка.

Обязанности, сюда относящиеся ваше спасение. Читать Евангелие и Псалтирь доброе дело. Не оставляйте книжки, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни (8, п. 1220, с. 4).

Поклоны

Числа поклонов лучше не определять, и времени. Молитесь, кладя поклоны, пока сердце требует, и не перечьте ему, ибо враг будет подходить, толкуя: «будет, уже много молился» (2, п. 291, с. 146).

Поклоны телесная работа. С ними надо соединять мысль о Боге и чувство к Нему (5, п. 903, с. 179).

Поклоны принадлежность молитвы помогающая, а не самая молитва. Молитва то, что ум и сердце имеют к Богу (8, п. 1337, с. 92).

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/1240

Все молитвы святителю Феофану Затворнику

В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне.

С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях.

Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал  и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества.

Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся  для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры.

Тропарь святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.

Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому

О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя.

Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!

Величание

Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:

  • Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому

Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:

  • Полное житие святителя Феофана Затворника — Азбука веры

Труды святителя Феофана Затворника:

Источник: http://www.k-istine.ru/orationem/orationem-277.htm

Феофан Затворник домашняя молитва

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за молитвенную память у рак святых угодников Божиих.

Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не безпокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к безцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь от себя и с одним «Господи помилуй» можно обойтись Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать.

Совсем не читать — не обойдешься. Но кое-что на память без книжки.

Благослови Господи!

Молитва дома

В церковь будто нельзя ходить? Пустое. Когда захотите — ухитритесь. Никак нельзя так хорошо помолиться дома, как в церкви. Но уж коли нельзя бывать в церкви, молитесь дома, но не ленитесь. И правило заведите, чтоб стоять на молитве утром и вечером по часу, или больше, и в продолжении дня непрестанно к Богу устремляйте верующую и преданную мысль и чувство. Вот и будет острастка и остепенение. А то вы разболтаетесь и пошли спустя рукава, городить, что вспадет на сердце.

Молитва

Свое домашнее молитвословие хорошо применять к церковным службам: и при сем немножко читать, немножко молиться своею молитвою, но и все можно заменять своею молитвою, умною, или Иисусовою, разве коротенькия какия молитовки проговаривая на память, как: «Се жених грядет» «День он страшный» и подобныя — А то и это лучше, когда без слов есть чувство к Господу, носящее упокоение в Боге. Тут можно целый день пролежать, и не терять внутренняго уверения, что служба Божия не прекращается. Однакож в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постеле, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.

Служба по псалтири

По Псалтири следованной можно службу править, и когда служить треба. И сократить можно, положив, например, вместо кафизм класть поклоны, как означено в той же Псалтири.

Можно и все службы отправлять поклонами, как опять указано в той же Псалтири Там означены две меры: для мирян и ленивых монахов, и для монахов усердных. Если последняя мера покажется слишком великою, можно взять средину между ею и первою.

Не надо поблажать лености. Молитва усердная никогда не бывает длинна, т.е. не кажется длинною.

1 сентября 1889 г.

Чтении псалмов

Если хотите, чтоб Псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их Потом, никогда много не читайте и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить Псалмы Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание и так молился.

Псалмы

Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какия больше к себе подходят и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.

Все не суетясь, — чтоб внимания не разшатать. Оно главное. И все надо направлять к поддержанию его.

Чтение святого Евангелия

Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.

Помните, я вам писал, вдумываться в дневния чтения, стараясь доводить встречающиеся мысли до чувства. Это занятие безконечное. Ибо как ни вдумывайся, до конца Божеских помышлений не доберешься.

18 октября 1877 г.

Ночная молитва

Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву пред сном; — а когда просыпаетесь, — и молитесь лежа, это не худое дело, — а добрый замен пустых мечтаний, в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько Псалмов, чтоб читать их в эту пору.

Сон во время молитвы

Что дома сон одолевает, и не дает правило кончить, как следует, — что делать. Боритесь. Спали бы немного после обеда, как я говорил. Если не хочете этого, терпите нападки и боритесь. Не велика беда, если и заснете тут же на правиле. Будет за что укорить себя. На свежем воздухе попробовали бы походить в таком случае. Но все производит благодать Божия действующая в сердце. Ея и просите себе на всякое дело.

Иисусова молитва отгоняет сон

Что до ваших немощей, как вы их называете, то, как я уже писал, я не умею составить против них рецепта. Терпите, боритесь, и укоряйте себя, когда не устаиваете, и все тут. Когда подходит сон, встаньте и пройдитесь. Когда и тут станет докучать, начинайте с читающим разсуждать о читаемом.

В книгах пишется, что когда молитва Иисусова возьмет силу и внедрится в сердце (на языке навязнет — это одно), а внедрится в сердце — это другое; тогда она придает бодрости и сон прогоняет. Попробуйте этот рецепт. Бог везде есть. Если живо сознать сие, то сну не будет места, как нельзя ему быть: Царь стоит пред глазами. Существо же молитвы Иисусовой то и есть, чтобы умом в сердце стоять пред Богом. В посылаемой книге много об этом говорится.

О чем молиться за ближнего

За то, что вы хоть не писали, но все же не переставали вспоминать о мне, благодарствую. Но, попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве, и ни о чем не молить Господа для меня в молитве, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня из грешных — грешнаго.

Молитвенные слезы

Слезы ваши да сохранит в вас Господь навсегда, если сие возможно. Они мягкости придают и умиления. Но скрывать надо. Ибо тщеславие около их увивается, как пес около сытаго корма. Смысл надо иметь, чтоб управляться с ними как следует.

Записку Матроне Московской о здравии написать

Источник: https://vsemolitva.ru/feofan-zatvornik-domashnyaya-molitva.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя звезда
Молитва пожилого человека

Закрыть