Католические иконы божией матери

Неудобные вопросы об иконописи — беседа двух иконописцев

католические иконы божией матери

Фаюмский портрет. I век по Р.Х.

— А ещё нужно учесть, что фаюмский портрет, это энкаустическая живопись — техника достаточно трудоёмкая, требует не только наличия мастерской, но и определённых условий, временных затрат. При специфике апостольской жизни это очень трудно себе представить.
— В Помпеях есть художественная мастерская, где явно занимались именно энкаустикой.

Это достаточно большая комната, разделённая на части, чтобы было где помощникам растирать краски, разогревать воск. Видно, что там была отдельная светлая комната, в ней были специальные окна, чтобы направлять лучи солнца на объект. Она, правда, сегодня сильно разрушена, но до сих пор видно, где были эти окна.

То есть в этой комнате можно было позировать, художник работал над натурой, писал заказные портреты

«Католическая» икона в православии

Молящаяся Мадонна. Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато. Италия. Между 1650-1685 гг.

— Такой ещё момент. Достаточно стереотипная ситуация, когда икона восточная, православная, противопоставляется иконе западной, «католической».

И, тем не менее, у нас есть ряд чудотворных икон, которые либо являются католическими (например, «Барская» икона Богородицы в Киево-Печерской лавре), либо являются репликами, списками с католических икон (например, «Серафимо-Дивеевская» икона Богородицы — на самом деле есть перерисовка Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато). Опять же, «Аз есть с вами, и никтоже на вы». Есть конкретный прототип, откуда этот образ писался.

Так или иначе, это западная живопись. Таких икон очень много. Как это можно согласовать?— Во-первых, Бог силен творить чудеса и через камень, и через воду. И если Он даже через грешных людей творит чудеса, то тем более может их творить через почитаемый кем-то образ. Обычно, образ сперва становился известным и почитаемым, а уж потом начинал чудотворить.

Как та же «Калужская» икона, где изображена Пресвятая Богородица с книгой, или «Козельщанская» Но были и иконы, которые с самого начала являлись чудотворными, как, например, «Дубенская», или «Черниговская», или «Казанская» иконы. Почему Господь творит чудеса через иконы сомнительного для православных письма? Очень просто: мы с вами встречаем описания посмертного опыта людей.

Одни описывают постоянное познание, блаженство, радость, присутствие Божие, ангельское стояние. Другие говорят, что в Царстве Небесном вкушают с золотых тарелок, серебряными ложками. И где тут неправильный опыт? Думаю, что оба правильные. Хотя мы понимаем, что в обителях Отца нет никакой еды. Спаситель в притче о богаче и бедном Лазаре говорит, что Лазарь находится в лоне Авраама, но не упоминает ни о яствах, ни о питиях.

И в Священном Писании говорится, что Царствие Небесное «не ястие и питие» (Послание к Римлянам 14:17). Но человек с низшим духовным развитием оказывается в мире более ему понятном, чтобы в Вечности возрастать в познании Божественной Премудрости и отходить от примитивного принятия Божьего мира.Так и иконография. Кому-то иконы нужны высокого письма, где особые формы изобразительности говорят о Богословии. Кто-то довольствуется полуантичными изображениями с натуралистическими подробностями. И Господь не отлучает от Своей милости ни первых, ни вторых.

Люди могут начинать почитать Бога и Его святых, по простоте своей душевной, с образа натуралистичного, живописного. Понятно, что для богослова это чуждо, поскольку икона для него есть инструмент молитвенного созерцания. Но для человека-простеца – почему бы и нет? Ведь он может через живопись умиляться. И это первичное детское состояние даже полезно, для начала.

Форма и содержание

Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный». 1658

— Хорошо. А как такое согласовать? Есть определенное течение, которое идет от XVII века — осуждать т.н. «живоподобие» в иконе. Дескать, икона должна быть темной, «аскетичной»— На Стоглавом Соборе тоже проскакивали намеки на «фряжские письма» и т.д.

Можно говорить о том, что прямых запрещений не было. Есть запрещение изображать Бога-Отца, прямое указание: нельзя. Но, тем не менее, очень многие это указание Собора игнорируют. Более того, я даже в старообрядческих храмах встречал изображения Бога-Отца.

Видел такие изображения в аскетических афонских обителях

— Есть масса старообрядческих икон с изображением Господа Саваофа

— Для староверов иногда важнее предание старины, нежели богословие или каноны. Главным аргументом может оказаться то, что этот образ всегда был на этом месте, всегда здесь стоял! Значит, он всегда и будет на этом месте.Масса икон, которые, даже будучи написаны по канонам, имеют очень проблематичную историю. Например, икона Божией Матери «София, Премудрость Божия». О ней митрополит Ленинградский Антоний (Мельников), например, написал целый трактат, объяснял, что на самом деле это очень опасная икона, она ведет свое начало от восхваления богини Кибелы

— Интересный момент! То есть икона может внешне соблюдать «каноничные», опять же условно, формы, но при этом содержание иметь очень сомнительное.

— Опасное, претенциозное, как, например, распространившаяся сейчас икона «Воскрешающая Русь».

— Ну, это просто ересь в красках.

— Да, еретическое изображение, но тем не менее.

Мы можем встречать и иконописные изображения Божией Матери — тоже весьма сомнительного характера. Они распространены, мы не можем с ними бороться. Ко всему прочему, люди получают какую-то помощь по молитвам перед этими изображениями, исцеления. Опять же, мы должны разбираться в вопросе чудотворения. Что есть чудотворение? Насколько оно может быть от Бога, насколько оно может быть прелестью?

— Если обратить внимание, то заметим: во всем, что писали отцы до последнего времени, еще в XIX веке, в начале XХ века, звучало рефреном: будьте бдительны!— Конечно.

— Обращайте внимание, проверяйте дух, откуда он. Во многих житиях мы можем прочитать, что у какого-то послушника какое-то видение было, но старец сразу же старался своему духовному чаду внушить, что надо быть осторожнее, потому что прелесть ходит.

А сейчас мы читаем, что где-то у кого-то икона замироточила, и это моментально принимается на веру. Но мы ведь помним из житий святых, причем древних святых, из египетского патерика, что cатана мог искусить подвижника и через икону.

Почему сейчас об этом не говорится?

— Опасность таких «чудес», прежде всего, в том, что они становится настоящим соблазном, дают лишний повод атеистам осмеивать верующих. Ведь и действительно может иметь место подделка чуда или еще какой мошеннический трюк. По-моему, у «филаретовцев» в Переяслав-Хмельницком как-то раз икона замироточила, или в Кременчуге из образа Страстного Спасителя какая-то капелька полилась. Понятно ведь, что эта капелька появилась потому, что ее брызнули на икону. А потом около 50-ти изданий писали об этом.

Можно ли исправить чудотворную икону?

«Державная» икона Богородицы. Современная икона из св. Елисаветинского монастыря. г. Минск

— Но продолжим тему чудотворных икон. У нас есть чудотворная икона Богородицы «Державная». В оригинальном образе сверху изображен «Бог-Отец». Когда сейчас делают списки с «Державной», часто либо вообще не пишут «Отца» вверху или вместо него пишут ветхозаветную Троицу. Обратим внимание на момент: исправляют чудотворную икону.— Но это же список. А список уже допускает исправления.

— Те, кто делают такие списки, предполагают, что данная икона, чудотворный оригинал, — несовершенен?

— Да.

— И как к этому относиться?

— Мы должны сразу понять, что чудотворение происходит через икону. Любая икона сама по себе, согласно решению Собора, чудотворна. Вообще любая икона – святая. Просто по определению. И если мы при этом предполагаем, что через нее еще и происходят явные чудотворения, то это говорит лишь о том, что Бог свят, силен и милостив. Икона, в данной ситуации, есть только памятник благости Божией, которая явлена нам. Это не значит, что она представляет из себя что-то такое невероятное.

— Можно ли это сравнить, например, со святыми отцами? Положим, можно найти у одного из святых отцов достаточно сомнительные выражения, или соблазнительные. Церковь принимает его писания и его святость, но это не значит, что все его слова дословно являются истиной в последней инстанции.

— Святой отец ведь не постоянно ходит под Духом. Какой-то момент он может и поболеть, покашлять, повести себя, так скажем, некультурно, потому что он остался один. Это естественно.

— Мы знаем много историй, когда один святой проклинал другого святого

— Да, мы встречаем такие случаи, и это тоже вполне естественно. Очень хорошо сказано, что образ является индульгенцией, если через него произошло чудотворение. Потому что мы все чудеса подряд не должны воспринимать как нечто совершенно сверхъестественное.В Церкви любое чудо – это бытовой момент. Это естественно, потому что Господь об этом говорит. О том, что если веруете, то и горы сможете двигать и т.п. И мы знаем историю преподобного Потапия, который рассказывал о вере, и гора двинулась. Тогда преподобный произнес: «Я не тебе сказал, вернись на место». И гора вернулась на место. Это был показатель его веры. Но значит ли это, что гора будет объектом лобзания? Чудо Божие проявилось через нее. Эта гора известна, но никто ее не лобзает, не устраивает вокруг нее служений, лампады не возжигает.Мы знаем массу мест на Святой земле, связанных со Спасителем. Там воздвигаются храмы-воспоминания. Это тоже памятники, это тоже святыни, в них совершается главное — Божественная Литургия. Вот Божественная Литургия, Тело и Кровь Господни – это сердце христианское. Там — биение жизни Церкви. Образы – застывшие памятники. Через них мы молимся, обращаемся к Богу, потому они и должны быть вдохновляющими, а не приземляющими.

— Но ведь так хочется, чисто по-человечески, чтоб было все четко и однозначно. Чтобы был конкретный критерий: вот это икона, а это – не икона. Ведь многие так и считают: вот это написано в рублевском стиле, значит икона. Вот написано живоподобие – стало быть, это не икона. Но христианство, наверное, сложнее

— Христианство гораздо проще. Вот, допустим, спрашивают у меня: полезно ли селфи? Что Церковь может сказать о селфи? Вы знаете, в Церкви очень простые критерии: это полезно для души или неполезно. Это спасает душу, или не спасает.

Селфи может быть фотоотчетом, тогда может быть полезно. Важно то, как оно используется. Компьютер — сам по себе — полезен, или нет? Может быть полезен, а может быть и вреден. Библия — полезна, или нет? Читаю я в книге сельского пастыря за 1800-й год, что какой-то крестьянин ударил жену Библией по голове и убил ее. Так что, Библию теперь считать вредным и опасным предметом?

Полезно то, что спасает.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/neudobnye-voprosy-ob-ikonopisi-beseda-dvuh-ikonopiscev

Какие бывают католические иконы

католические иконы божией матери

Католическая икона представляет собой портрет или живописную картину на религиозную тему, на которой изображение полностью зависит от фантазии художника. Авторство таких произведений не скрывается, в отличие от православных икон, на которых лик и глаза выписывал главный иконописец, а все остальное – подмастерья.

Чаще всего в православной иконописи автор анонимен. Иконографическая составляющая православных и католических икон отличается по своим религиозным и внешним особенностям. Иконы католической церкви являются замечательным украшением для картинных галерей и храмов, но, при этом, они не возбуждают молитвенное желание. Эти удивительные иконы очень живописны и красивы.

Среди них огромной популярностью пользуются картины Джотто, Микеланджело, Боттичелли и многих других знаменитых художников. Это высочайшие произведения художественного искусства, но к иконе, как духовной святыне, они не имеют никакого отношения. На сегодняшний день существует много икон, почитаемых как в православии, так и в католичестве.

Как правило, католические иконы изображают очень широкий религиозный сюжет.

Сходство православных и католических икон

Существуют католические иконы Божией Матери, которые очень близки православным христианам. Издавна древняя икона Остробрамская была привезена из Византии и до появления в католическом храме имела название Корсунская Благовещенская, на которой изображалось Благовещение православного письма с изображением Девы Марии.

Почитаемая икона Умиление Серафимо-Дивеевская является, также, списком с иконы Остробрамская, которая относится к православной иконописной школе. Но множество реставрационных работ внесли в нее католические элементы, хотя в основе своей она православная.

Образ Иисуса Христа очень схож на этих двух иконографиях, так же красив и прибывает в белых одеждах.

Отличие православных и католических икон

Для католиков Божия Матерь Дева Мария – символ чистоты и была зачата непорочно, в конце жизни живой вознесена на небо. Для православных – Она Матерь Божия, зачатая как все люди и почившая, как простые смертные. На католических иконах руки святых скрещены — левая поверх правой. В православии, наоборот – правая поверх левой.

Взор на святых ликах в католических списках удивленный, выпученный, а на православных – глаза смиренно прикрыты и весь лик полон смирения. На иконах католической церкви одеяние Богородицы имеет три цвета, поверх белого накладывается черная мантия. На православных иконах одежды золотые, яркие, подчеркивающие достоинство Божьей Матери, а нимб намного выпуклее и красивее.

Отличительным считается и тот факт, что все подписи на католических иконах пишутся латинскими буквами.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд.

Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять Читать далее

Если у вас есть свободное время, вы можете прочитать

Текст православной молитвы святой блаженной Матроне Анемнясевской

О блаженная мати Матроно, к твоему предстательству прибегаем и тебе слезно молим, яко имущую велие дерзновение ко Господу, пролей теплую молитву о рабех твоих, в скорби душевней пребывающих и помощи от тебе просящих. Истинно бо слово Господне: просите и дастся вам, и паки: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех.

Услыши убо воздыхания наша и донеси я ко Престолу Владычню, идеже ты предстоиши, вемы, яко много может пред Богом молитва праведника. Да не до конца забудет нас Господь, но призрит с высоты Небесныя на скорбь рабов Своих и плод чрева на полезное дарует.

Воистинну, Бог идеже хощет побеждается естества чин, творит бо елика хощет: яко сотвори Господь Аврааму и Сарре, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне, с нимиже моли, тако да сотворит Господь Бог и нам по милости Своей и неизреченному человеколюбию. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. Аминь.

Источник: https://www.sudba.info/kakie-byvayut-katolicheskie-ikony/

Католические и православные иконы: чем они различаются — Русь Матушка

католические иконы божией матери

Образа разных конфессий почти невозможно перепутать. Манера написания, художественные приёмы, используемые символы и аллегории – всё это позволяет сразу распознать лики Спасителя, Богородицы, мучеников и подвижников, выполненные мастерами того или иного вероисповедания. Наша статья расскажет Вам, почему возникли подобные отличия иконы и на чём они основаны!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Акафист благовещению пресвятой богородицы

Почитание реликвий верующими

Католицизм, как западноевропейская ветвь христианства, всегда характеризовался большей свободой в применении средств эстетического воздействия.

И одним из них является храмовое искусство – живопись, скульптура и даже архитектура. Службы, проходящие в окружении такого богатого антуража, выглядят пышными и торжественными, превращаясь в своеобразные мистерии.

При этом теология (учение о вере) всё же господствует над обрядом.

А вот православная (ортодоксальная, либо восточноевропейская) Церковь опирается прежде всего на ритуал. Религия должна восприниматься не столько разумом, сколько чувствами, настроением, эмоциями и переживаниями. Подобные каноны сложились под влиянием византийской культуры, которая, в свою очередь, многое взяла от Древней Греции, Персии, Египта.

Отличие православной иконы от католической

Эти же факторы обусловили и отличие католических икон от православных. Последние полны небесного света, радости, возвышенности, служат духовным подспорьем для молитвы, пробуждая благоговение и трепет перед Господом.

Святыни восточных христиан предельно обезличены и бесстрастны, они отсекают всякую чувственность и субъективизм, предотвращая нечестивые фантазии и галлюцинации.

Однако верующие поклоняются не самим изображениям, но явленной через них божественной силе, мудрости и милосердию – об этом необходимо помнить, чтобы не впасть в искушение идолопочитания.

Тем не менее, христиане могут взывать к реликвиям любой конфессии.

Так, преподобный подвижник Серафим Саровский (один из наиболее знаменитых монахов в истории православной Церкви) молился перед образом Небесной Царицы «Умиление», выполненном в западной традиции.

Все верующие чтят иконы Казанской, Корсунской, Остробрамской и Ченстоховской Девы Марии, лик Мадонны Лорето («Прибавление ума»), святыню Иисуса Христа «Гефсиманское моление».

Популярные товары

Католические иконы – признаки реликвий

Условия, в которых формировалась западная ветвь христианства, привели к тому, что икона начала трактоваться не как сакральный предмет, а как иллюстрация к Библии.

Сцены из Ветхого либо Нового Завета, благочестивых преданий и житий святых служили инструментами для учения и назидания – изображая их, художники предостерегали людей от ошибок, демонстрируя им пример добродетельного, праведного поведения, стойкости перед соблазнами, спасения от грехов.

В католичестве изображение основано на фантазии живописца. Он самостоятельно продумывает тему, структуру и цветовую гамму картины, а значит, произведения с одинаковым сюжетом, созданные двумя мастерами, могут выглядеть совершенно по-разному. Это позволяет с лёгкостью установить автора святыни – например, все знают, кто написал «Сикстинскую Мадонну».

Отличие православной иконы от католической хорошо заметно и по стилю работы. В частности, западные реликвии очень реалистичны – в них соблюдаются законы перспективы, композиции и построения фигур.

Чтобы получить достоверное изображение, художники пользуются услугами натурщиков – порой они даже копируют лики святых со своих знакомых и покровителей! Кроме того, подобные картины всегда имеют чёткий сюжет – они посвящены конкретному событию либо празднику, или же восхваляют некую ипостась Господа.

Православные иконы – установления и традиции

Религиозная живопись Восточной Европы – синтез монументального византийского искусства и местных особенностей.

Из Царьграда пришли строгие каноны, отшлифованные столетиями практики, а мастера Киевской Руси, Болгарии, Грузии, Армении сохранили и углубили их смысл.

Поэтому такие святыни имеют несколько уровней, а их истинное значение открывается в молитвенном созерцании. Понять православный образ можно, лишь отрешившись от повседневных проблем и полностью погружаясь в беседу с Творцом.

В восточных реликвиях нет ни натурализма, ни портретного сходства.

На то, кто именно показан на иконе, указывают внешние атрибуты – копьё в руках Георгия Победоносца, шкатулка с лекарствами у Пантелеймона Целителя, митра и Евангелие Николая Чудотворца.

Более того, мастера работают только в двух измерениях, отказавшись от всяких попыток придать изображению объём – на рисунке отсутствуют даже тени! Такой приём позволяет отделить мир святыни – вечное и нетленное Небесное Царство – от привычного, человеческого бытия.

Есть и другие отличия православных икон: обратная перспектива (дальние предметы выглядят крупнее, чем ближние), схематичность объектов, нимбы, сияющие внутренним светом, контрактуры – сокращённые надписи на церковнославянском языке. Все эти черты закреплены в канонах, и им обязана соответствовать каждая реликвия.

Поэтому в восточном христианстве так трудно определить автора произведения – можно говорить разве что о школе, к которой принадлежит та или иная святыня. Кроме того, образа часто изготавливались коллективно, когда лик писал главный мастер (Дионисий, Андрей Рублёв, Симон Ушаков либо Феофан Грек), а остальные элементы – его ученики.

Анализ образов обеих конфессий

Несмотря на перечисленные выше различия, мастера обеих конфессий многое заимствовали друг у друга. И ярче всего подобное сотрудничество прослеживается в иконах Пречистой Девы. Взять хотя бы образ, где Божья Матерь узнаёт о том, что Ей предстоит родить Спасителя Мира!

Безусловно, самая знаменитая католическая реликвия с подобным сюжетом – Остробрамский лик, хранящийся в часовне над входными воротами г. Вильнюса (отсюда и название).

Интересно, что некоторые исследователи считают, будто данную святыню привезли из Византии. На ней Небесная Царица предстаёт в ризе с богатым орнаментом и барочной короне, от которой расходятся острые солнечные лучи.

Под рисунком прикреплен серебряный полумесяц. Весь образ пронизан спокойствием, смирением, готовностью исполнить свой долг.

Отличия православной и католической церкви

Совсем иначе воспринимается реликвия «Умиление», или «Серафимо-Дивеевская». Этот список, также известный как «Радуйся, Невесто Неневестная», относят к акафистному типу «Елеуса», то есть он посвящён пасхальному песнопению в честь Девы Марии.

Взглянув на прекрасный лик, Вы тотчас увидите, чем отличаются православные иконы от католических – одежда Богородицы выдержана в канонических сине-пурпурных тонах (они символизируют чистоту, кротость и материнскую жертвенность), Её правая рука лежит поверх левой, а округлый нимб напоминает тёплое сияние.

Лицезрение образа очищает душу, избавляет от цинизма, уныния, депрессии.

А приобрести как католические, так и православные реликвии Вы можете в нашем интернет-магазине! Все представленные здесь произведения выполнены из высококачественного полесского янтаря и дополнены киотами ручной работы. Лучащиеся нежными золотистыми, шафрановыми, алыми и терракотовыми бликами святыни выглядят возвышенно и одухотворённо, а ещё они очень долговечны.

Источник: https://eparhia-birsk.ru/istoriya/katolicheskie-i-pravoslavnye-ikony-chem-oni-razlichayutsya.html

Сицилийский святой и попирающая змею Богородица

Храм святого Дмитрия Солунского в селе Малахово Раменского района принадлежит к числу церквей, которые не закрывались в советские годы. В таких храмах почти наверняка можно найти старинные и редкие иконы.

В годы гонений на религию Дмитровская церковь не только сохранила свои святыни, но и стала пристанищем для икон из упраздняемых приходов округи.

Среди святынь церкви села Малахова есть два интересных образа: икона Божией Матери с длинным названием «На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия», а также образ редкого святого Льва Катанского.

Святой, победивший мага

Память святого Льва Катанского совершается в церкви 20 февраля по старому стилю. Составитель одного из самых известных сборников житий христианских святых Дмитрий Ростовский приводит любопытный рассказ об этом подвижнике. Лев родился недалеко от Равенны на территории современной Италии.

Он стал епископом сицилийского города Катания, расположенного вблизи одного из вулканов. «Для бесов и их служителей он был страшен, как лев для волков» – говорится в житии. Под волком подразумевался отрекшийся от христианства волхв и маг по имени Илиодор.

Епископ многократно убеждал Илиодора прекратить заниматься колдовством, но уговоры были бесполезны. Чародей мог внушить людям, что среди города течет река или что камни – это золото. Его воздействие на людей приносило огромный вред всем горожанам. Катанезцы так возненавидели волхва, что обратились к римскому императору с просьбой казнить Илиодора.

Благодаря колдовству маг несколько раз избегал наказания. Илиодор сам приходил к судьям, но в момент, когда палач должен был отсечь ему голову, волхв исчезал.

Однажды Илиодор решил показать свою власть над христианами и над их епископом Львом. Когда святой совершал церковную службу в соборе, волхв своей силой заставил половину собравшихся стучать ногами, а других смеяться. Илиодор дерзко обратился к самому Льву, обещая заставить его танцевать в церкви.

Епископ прервал службу и велел горожанам развести большой костер на улице. Затем он связал волхва омофором – частью епископской одежды – и повел его к костру. На глазах изумленных горожан оба человека вошли в огонь и долго не выходили из него.

Когда пламя стихло, все увидели, что Илиодор полностью сгорел, а у святого Льва не подпалились даже края одежды.

Мощи епископа Льва находятся в Риме. Он почитается и в православной Церкви, и среди католиков защитником от колдовства. В России почти нет храмов, посвященных этому святому. Пожалуй, единственный в Подмосковье придел в честь святого Льва Катанского находится в заброшенной церкви Николая Чудотворца в Волоколамском районе.

«На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия»

Редкая икона, на которой Дева Мария изображена в полный рост и попирающей ногой змею, названа стихом из девяностого псалма. Полностью эта фраза в переводе на современный русский язык звучит так: «ангелам Бог заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоей.

На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и змея». Аспидом или василиском называли раньше ядовитых пресмыкающихся. Этот псалом утверждает, что зло не приблизится к тем, кто уповает на Бога. Похожие слова приводятся в конце Евангелия от Марка.

Там говорится, что уверовавшие во Христа «будут брать змей и если что смертоносное выпьют, не повредит им».

В переносном смысле попирание ногой ядовитого животного символизирует победу Христа над дьяволом. Именно поэтому на иконе и сам младенец держит в руках копье, которым пронзает змееобразное животное. Богородица, наступившая на змея, отсылает зрителя и к другому месту из Библии.

В начале книги Бытия Бог проклинает змея-искусителя такими словами: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Христианские толкователи видели в этом тексте иносказательное пророчество о рождении от пресвятой Девы Марии этого «семени», то есть Иисуса Христа, который разрушит силу дьявола.

Богородица, попирающая змея – очень редкий сюжет в иконографии. Известно всего несколько случаев появления подобных икон. В Волынской губернии некогда почиталась так называемая Онышковская икона Богородицы, написанная на холсте в 1825 году. На этой иконе Мария была изображена в юном возрасте в молитвенном положении и попирающей змея-искусителя.

Со змеем связано предание о появлении Бахчисарайской иконы Божией Матери, которую именовали также Крымской или Мариупольской. По легенде близ Бахчисарая появился большой змей, который своим ядом убивал людей и животных. Доведенные до отчаяния местные жители взмолились Богородице и через какое-то время заметили свет на скале. Поднявшись на это место, люди обнаружили икону Божией Матери, а рядом с ней – издохшего змея.

Лик Богородицы поместили в скиту в горном ущелье. Известно, что это святое место почитали не только христиане, но и мусульмане.

В малаховской церкви находится еще один старинный образ Богородицы, где она изображена в полный рост с младенцем на руках. Эта икона имеет два названия: «Благодатное небо» или «Солнечная». На иконе «Благодатное небо» Богородицу часто изображают с полумесяцем под ногами и с атрибутами царской власти: короной, скипетром и державой. Почитаемая икона Ново-Иерусалимского монастыря «Радость всех ангелов» относится к этому же типу богородичных образов.

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/sitsiliyskiy-svyatoy-i-popirayushchaya-zmeyu-bogoroditsa/

Иконы православные и католические иконы: отличие и сравнение реликвий

Образа – важнейшие ритуальные предметы в христианстве. Перед ними творят молитву, раскаиваются в грехах, беседуют с Господом, обретая утешение и надежду. Но в разных вероисповеданиях святыни выглядят и почитаются неодинаково. Наша статья объяснит Вам, в чём заключаются отличия иконы, написанной в той или иной манере!

Предназначение и отличие святого лика

Реликвии призваны являть верующим зримый образ Творца, Девы Марии, праведников и мучеников. И, хотя любое рукотворное изображение несовершенно – ведь человек не в силах передать могущество, величие и мудрость высших сил – оно всё же помогает постичь малую часть божественной силы и славы. Как раз это и было изначальной функцией иконы. Но с течением времени, под влиянием культурных особенностей и несходства мировоззрений, православные и католики стали по-разному относиться к святыням.

Школа восточной иконописи зародилась в Византии, многое почерпнув как из эллинского, так и из персидского искусства, а потом практически без изменений пришла на территорию Киевской Руси.

Для неё характерна торжественность и одухотворённость, но при этом – предельная строгость, аскетизм, скупость линий, форм и красок. Образа максимально стилизуются, все объекты упрощаются, становясь символами.

Подобный отказ от телесности и реалистичности позволяет вызвать у христианина молитвенный настрой, заменить сиюминутные тревоги и заботы искренним стремлением к Господу.

Средневековые католические святыни создавались по сходным принципам. Но постепенно они стали чувственными, живыми и детальными – скорее фантазиями на библейские темы, чем предметами культа. Их задача – учить, знакомя верующих с событиями из Евангелия и житий подвижников. Именно из-за эмоциональности западных реликвий от них отказались протестанты – они считали, что такие рисунки искажают саму идею поклонения Творцу.

Главное отличие католических икон от православных – натуралистичность. Работы многих знаменитых художников – скажем, «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти либо «Мадонну Литту» Леонардо да Винчи – легко перепутать со светскими картинами.

Живописцы старательно изображают фигуры Богородицы, младенца-Иисуса, ангелов и праведников, выражения их лиц, одежды и украшения, используют насыщенные цвета, чтобы воссоздать объём и игру светотени, тщательно прорисовывают окружающие вещи и декор, руководствуясь лишь своим воображением.

Из-за этого автор реликвии всегда известен, тогда как в православии преобладает анонимность.

Кроме того, большинство подобных образов имеет чёткий сюжет – они демонстрируют конкретный эпизод из Святого Письма или церковных преданий.

К примеру, реликвия Божьей Матери из Ла-Салетт изготовлена в память о Её явлении перед ребятами из бедной французской деревушки, а лик благословляющего малышей Иисуса иллюстрирует слова Доброго Пастыря: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Поэтому западные иконы насыщены иносказаниями и аллегориями – взгляните хотя бы на двойную корону Спасителя, олицетворяющую Его власть над небом и землёй, или же на пронзённое терновыми шипами непорочное сердце Пречистой Девы!

Православная церковь Католическая церковь

Каноны и правила – как создаются святые лики?

Важнейшее отличие православной иконы от католической – неуклонное следование традиционным приёмам. и смысл образа, его значение, тематика, эстетические критерии – всё это регулируется сводом норм, возникших ещё в XI-XIII ст.

Однако подобные требования не сковывают свободу творчества – скорее служат духовным стержнем, основой для самовыражения художника, и лучшим доказательством этого являются работы Андрея Рублёва и Феофана Грека.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Молитва песнь пресвятой богородице

Вот центральные каноны восточнохристианских реликвий:

  • отсутствие теней – так мастера подчёркивают тот факт, что действие происходит в Небесном Царстве, где не властны законы материального мира;
  • обратная перспектива (чем дальше предмет, тем он крупнее) и несколько точек обозрения;
  • нимбы, иногда дополненные венцами – воплощение Господней благодати;
  • двухмерность изображения – в нём нет пространства или времени в земном понимании;
  • схематичность и условность объектов (домов, деревьев, риз и атрибутов святых).
Отличие православной иконы от католической

Помимо этих выразительных средств, общих для всех икон, применяются и специальные символы – они указывают, кто запечатлён на реликвии, ведь в православных ликах нет портретного сходства.

В частности, Богородица всегда предстаёт в алом либо пурпурном платке-мафории (покрывале, которое носили замужние женщины), украшенным тремя звёздами, и синей тунике.

Такие цвета напоминают о достоинстве Небесной Царицы, Её славе, чистоте и кротости, но в то же время и о страданиях, которые пришлось вынести Матери Спасителя. Свои каноны есть в изображениях Иисуса Христа, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и остальных святых.

На иконах восточной школы правая рука всегда пишется над левой, тогда как на католических подобное правило не соблюдается. Такая поза служит олицетворением победы над плотью, подверженной греху и соблазнам. Вдобавок, в православной традиции контрактуры (сокращённые надписи на образах) выполнены на церковнославянском или греческом, ритуальным же языком западных христиан является латынь.

Впрочем, несмотря на отличия православных икон, существуют реликвии, равно почитаемые представителями обеих конфессий. Это Казанский, Остробрамский и Ченстоховский образа Небесной Царицы, лик «Умиление», принадлежавший преподобному Серафиму Саровскому, а ещё святыня Иисуса Христа «Моление о чаше».

Сравнение реликвий католиков и православных

Перечисленные выше признаки легче всего заметить, сопоставив две иконы с похожим сюжетом – например, святыни в честь Благовещения. Это один из двунадесятых христианских праздников, отмечающийся 7 апреля (25 марта по старому стилю). Согласно Евангелию от Луки, в тот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с радостной вестью о рождении Спасителя. Неудивительно, что подобное событие вдохновляло многих живописцев!

Благовещение Честелло. 1489г Темпера 150×156 см. Флоренция Устюжское Благовещение. XII век Доска, темпера. 238×168 см.

Картина «Благовещение» итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510) написана в 1489 г. На ней Мадонна выглядит прекрасной юной девушкой, в смущении замершей перед Господним посланцем.

Пространство разделено на две части – комнату, где находятся герои произведения, и красочный пейзаж, расстилающийся за окном. Полотно насыщено мелкими деталями – от обстановки помещения до цветка лилии в руке серафима.

А вот религиозные элементы сведены к минимуму – даже нимбы, выдержанные в приглушенных рыжевато-бежевых тонах, прикрывают головы сверху, как шляпы.

Совсем иначе воспринимается реликвия «Устюжское Благовещение», выполненная в Великом Новгороде в 20-30-тых гг. XII ст. Здесь собрано всё, чем отличаются православные иконы от католических: на позолоченном фоне стоят два вытянутых по вертикали, будто бы устремлённых ввысь, силуэта.

Гавриил поднял правую руку, осеняя Богородицу напутствующим жестом, но в то же время его движение кажется незавершенным – это подчёркивает преграду между ним и Той, что стала вместилищем Несотворенного.

На Её груди, укрытой алым мафорием, видна фигурка младенца-Спасителя – из-за того, что мастер использовал красноватые тона, она словно просвечивает сквозь тело Небесной Царицы. В верхней части образа запечатлён Творец Ветхий Днями, в окружении херувимов.

Со смиренными ликами контрастируют глубокие, нарочито крупные глаза – именно в них отражаются эмоции и переживания. Скрытым смыслом наделены и оттенки риз – так, охряные и голубовато-зелёные одежды архангела воплощают избранность, обновление и вечную жизнь.

А в нашем интернет-магазине «Янтарь Полесья» Вы можете приобрести как католические, так и православные иконы, вручную изготовленные из лучших солнечных самоцветов!

Источник: https://yantar.ua/blog/pravoslavnye-i-katolicheskie-ikony.html

Иконография Успения Божьей Матери — Православный журнал

Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента.

За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.

Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора

Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.

Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми.

Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые  разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи.

На материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас.

Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте.

На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также — Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие.

Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой.

Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом.

Они согласились, но  когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело.

В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Как Успение изображено на иконе?

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.

Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной.

Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы — такую обувь могли носить только императоры Византии.

В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.

Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн.

Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей.

Например — Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.

Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.

Назарий Истомин. Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVII в. Москва. Музей-заповедник Коломенское

За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него — упеленанный младенец. Это — душа Пресвятой Богородицы.

Очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги.

Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь — все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.

Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский)

Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате — об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.

Мануил Панселин. Фреска собора Протата в Карее. Афон. XIII в.

В целом же икона Успения являет собою очень важную истину —  что смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний.

Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность — та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.

Другие материалы о празднике Успения Пресвятой Богородицы на «Фоме».

Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век

Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул

Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств

Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ

Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей

Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля

Успение Пресвятой Богородицы_ Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны

Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ

Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия

Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Успение Пресвятой Богородицы. Тверь, XV в. Москва. ГТГ

Успение. Около 1392. Мастерская Феофана Грека. Оборот Донской иконы Богоматери. ГТГ

Успение. XVII в.

Успенский собор Московского Кремля. Ок. 1479

На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы, XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Источник: https://foma.ru/ikonografiya-uspeniya-bozhej-materi.html

Иконы православные и католические иконы: аналих образов

Образа разных конфессий почти невозможно перепутать. Манера написания, художественные приёмы, используемые символы и аллегории – всё это позволяет сразу распознать лики Спасителя, Богородицы, мучеников и подвижников, выполненные мастерами того или иного вероисповедания. Наша статья расскажет Вам, почему возникли подобные отличия иконы и на чём они основаны!

Догматы Церкви о Божией Матери

Имя Божией Матери близко уму и сердцу каждого православного человека. Церковь называет ее Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной. Почему же Пресвятой Богородице воздается такое почитание?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Акафист божией матери

О христианских догматах

Испытай свою веру, проверь ее; критерий – единственный: Символ веры. Прп. Иустин Попович

По свидетельству Священного Писания, правая вера является необходимым условием спасения человека. Истинный путь веры, тщательно оберегаемый в истории Церкви, называется прямым, правым – православным. Наряду с правым путем веры всегда бывали инакомыслящие, мир больших или меньших заблуждений среди христиан.

Чтобы сохранить правый путь веры, Церковь выработала строгие формы для выражения истин веры, возвела крепость истины для отражения чуждых Церкви влияний. Так появились христианские догматы – откровенные истины, преподаваемые людям Церковью как непререкаемые неизменные правила спасительной веры.

Догматы основываются не на рассудочных соображениях отдельных лиц, хотя бы это были Отцы и учители Церкви, а на учении Священного Писания и Священного Предания. Большую роль в определении Православных истин веры сыграли семь Вселенских Соборов.

Среди их догматических определений основным и первостепенным является Символ веры – в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане, совокупность догматических истин, определяющих православное вероучение.

Постановлениями Вселенских Соборов запрещается изменять что-либо в Символе веры не только в мыслях, но и словах. Любое уклонение от Символа веры свидетельствует о нарушении чистоты вероучения, отступлении от веры.

Церковь признает, что в христианских догматах однажды и навсегда дана вся потребная человеку в его земном бытии истина. Догматы не могут изменяться и дополняться, могут только, по обстоятельствам времени, объясняться, оставаясь неизменными по существу. Православная Церковь не принимает католической теории развития догматов. По словам св. папы Сикста, «нет нужды в новом, потому что ничего нельзя прибавить к старому».

Суемудрия человеческого ума, ставящего себя выше соборного разума Церкви, вносимые в богооткровенное учение о спасении, порождают ереси. Последование учению ереси называется зловерием.

В неприкосновенной целостности хранится откровенное учение Божие единственно в Православной Церкви.

Учение Церкви о Божией Матери

Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она – Приснодева, то есть до рождения Ею Богочеловека – Дева, в рождении Его – Дева, по рождении Его – Дева. Имя Мария дано Ей по велению Божию, и значит Госпожа. Свт. Игнатий Брянчининов

Основу учения Православной Церкви о Божией Матери составляют два догмата: обименовании Ее Богородицей и о Ее приснодевстве. Оба догмата теснейшим образом связаны с догматом о воплощении и вочеловечении Бога Слова.

I. Догмат об именовании Пресвятой Девы Марии Богородицей

Пресвятая Дева Мария, истинная Матерь Иисуса Христа, есть в собственном и истинном смысле Богородица. Ибо, объясняет св. Иоанн Дамаскин, родившийся от Нее есть истинный Бог; посему и родившая истинного Бога, из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица.

Поэтому и Св. Писание учит нас исповедовать Ее Богородицей, и Церковь всегда именовала и исповедовала Ее Богородицей:

1. Еще пророк предсказал, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7.14; Мф. 1.23);

2. Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, который наречется Сыном Божиим (Лк. 1,31, 35);

3. Прав. Елисавета, по внушению Св. Духа, назвала Ее Матерью Господа: «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»(Лк. 1, 43);

4. Ап. Павел пишет: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены» (Гал. 4,4);и в другом месте: «Бог явися во плоти»(1Тим. 3,16);

5. Вслед за апостолом исповедуют эту истину мужи апостольские и последующие учители Церкви. Свв. Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и др. прямо называют Пресвятую Деву Богородицей.

В 5 в. торжественно исповедует вся Церковь Пресвятую Деву Марию Богородицей на Третьем Вселенском Соборе по случаю ереси Нестория, приняв и утвердив слова свт. Кирилла Александрийского: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева – Богородица,ибо она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию, – тот да будет анафема».

II. Догмат о приснодевстве Божией Матери

Хотя Христос произошел от нас по плоти, воспринял единосущное нам естество человеческое, но произошел не так, как происходят все люди, а сверхъестественным образом: Он воплотился и вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы» (Символ веры),так что Пресвятая Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и по рождестве Его пребыла Девою и есть Приснодева.

Свидетельства этой истины мы находим:

1.В Св. Писании: Пророчество «Дева во чреве примет» (Ис. 7, 14; Мф 1, 23).

Благовестие Архангела Пресвятой Деве о зачатии и рождении Сына Божия сверхъестественным образом: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк1,380.

Повествование о действительном зачатиии рождении Спасителя: «прежде даже снитися им, обретеся имущее во чреве от Духа Свята не убойся приятии Мариам жены твоея: рождшеегося в Ней от Духа ест ьСвята и прият жену свою, и не знаше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца» (Мф 1, 18,20, 24,25).

2. В единогласном учении Отцов и учителей Церкви.

В доказательство возможности такого чудесного способа рождения они указывали на всемогущество Божие и на некоторые другие подобного рода чудеса, например, на купину, которая горела и не сгорала.

А излагая мысли о благоприличии этого образа рождения, говорили: «прилично было Тому, Кто вступил в жизнь человеческую для приведения всех к непорочности, родиться от послужившей Его рождению Непорочной» (Свт. Григорий Нисский).

Верование всей Церкви в приснодевство Божией Матери засвидетельствовано на вселенских Соборах.

Св. Предание подтверждает, что Пренепорочная Богородительница сохранила обет девства до конца. С апостольских времен Церковь исповедует Ее Девою. Имя Дева соделалось как бы собственным именем Марии.

Верование Церкви в приснодевство Богоматери обнаружилось преимущественнопо случаю появления еретиков, дерзнувших учить, будто Пресвятая Богородица порождении от Нее Спасителя имела и других детей. Такое учение, как только оно возникало, называлось Церковью безумием, святотатством, богохульством, ересью и не раз осуждалось на Поместных Соборах.

III. О почитании и призывании Божией Матери

Почитание и призывание Божией Матери основано на ее совершенно особом, исключительном служении Богу и спасению рода человеческого и на ее нынешнем прославленном состоянии на небе.

В православном сознании спасительный и искупительный подвиг Господа Иисуса Христа не отделим от Пресвятой Богородицы. По мысли свт. Иоанна Златоустого, «среди людей не может найтись никого, подобного Богородице Марии. Она – Матерь спасения, ибо родила Спасителя». Без Нее нет Богочеловека, нет Спасителя, нет Церкви, нет спасения.

Как Матерь Божия и участница домостроительства спасения человечества Богом, а также по той причине, что Она была самой внимательной слушательницей и исполнительницей Его учения, Пресвятая Дева соделалась выше всех Ангелов и святых. В третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне царствует на небесах. Ей воздается особое почитание и прославление.

Пророчество о почитании Пресвятой Богородицы изречено, по внушению Св. Духа, Ей Самой: «се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк 1, 48), и являет собой соизволение Божие на обязанность христиан почитать Божию Матерь.

Первое в истории величание Ее совершается в евангельском эпизоде женщиной, воскликнувшей Господу: «Блаженно чрево, носившее Тя» (Лк. 11, 27). Первый пример молитвенного призывания показали свв.

апостолы, которые на третий день по успении Пресвятой Богородицы, увидев Ее на небесах, воззвали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».

Вселенская Церковь при каждом богослужении постоянно и ревностно ублажает Пресвятую Деву Богородицу. На это указывают все молитвы к ней и все стихиры о ней.

На вопрос, почему мы должны прибегать кпредстательству Божией Матери, когда можно молиться непосредственно Самому Богу, ответим молитвой, выражающей верование всей Православной Церкви: «Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты, иже от Тебе рождшагося моли, Богородице Дево: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки».

В небесной иерархии Пресвятой Богородице принадлежат высокое право и сила, кроме ходатайств перед Богом, Самой от Себя много благотворить людям, более, чем другие святые и Ангелы. К ним мы обращаемся с просьбой: «Молите Бога о нас», а к Матери Божией взываем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

Как должно почитать Божию Матерь ипоклоняться Ей? Конечно, не так, как Богу. Кто чествование Божией Матери прострет до излишества, до степени того почитания и поклонения, какими мы обязаны Богу, тот составит не честь, а оскорбление Пресвятой Деве, т.к.

на земле Она именовала Себя рабой Господа и на небесах не оставляет своего смирения, и там Она – Матерь, но вместе – и раба Господня. Но между Ангелами и святыми Божиими человеками мы должны Ей первой по Бозе приносить свои молитвы.

И воздавать поклонение большее, чем Ангелам и святым.

О современных отступлениях от учения Церкви о Божией Матери

Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру иподобающее место. Свт. Игнатий Брянчанинов

Отступлением от православного вероучения являются два учения Запада, в которых католики приписывают Божией Матери зачатие вне первородного греха, а протестанты не признают Пресвятую Деву Приснодевой.

Догмат о непорочном зачатии провозглашен буллой папы Пия IX в 19 в. Согласно этому догмату, Пресвятая Дева, хотя и родилась от Иоакима и Анны естественным образом, однако зачатие Ее, по особому избытку благодати, не было причастно первородному греху.

Признав Божию Матерь чуждой первородного греха, католики признали Ее чуждой и всякого греха, вполне безгрешной, следовательно, не нуждающейся ни в спасении, ни в Спасителе. По словам свт. Игнатия, «заграждает уста слепотствующих умом еретиков и фанатиков Сама благодатная Приснодева Богоматерь, исповедуя рожденного Ею Бога Спасителем Своим».

Исповедание это заключено в Ее словах: «величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1,46,47).

Католики, приписывая Божией Матери безгрешие, выказывают этим недоверие к всемогуществу Божию и к подвигам благочестия Самой Богоматери. Православная же Церковь прославляет всемогущество и величие Бога, соделавшего зачатую и рожденную во грехе несравненно высшей Херувимов и славнейшей Серафимов, никогда не познавших греха, постоянных в святости.

В противоположность догмату католиков, протестанты утверждают, что святейший сосуд и храм Божий, Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека нарушила девство и имела других детей. Церковь не видит оснований к такому утверждению в тех местах Св.

Писания, на которые протестанты ссылаются и которые произвольно толкуют. Св. Отцы Православной Церкви видят в приводимых ими словах смысл совершенно противоположный. Справедливо замечает св.

Иоанн Дамаскин, что одна мысль о растлении девства Приснодевой может принадлежать лишь не здраво мыслящему уму.

Для более глубокого знакомства с учением Церкви о Божией Матери можно обратиться к сочинению свт. Игнатия Брянчанинова, которое так и называется: «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери».

библиотекарь Свято-Троицкого собора Людмила Кузнецова

Источник: http://trsobor.ru/dogmaty-tserkvi-o-bozhiej-materi/

Католические иконы: разновидности и особенности

Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру.

В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения.

Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее.

К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский. Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

  • каноны – в католичестве таковые практически отсутствуют, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
  • авторство — иконы в католической церкви пишутся конкретным автором и немалое количество известных живописцев создавало такие художественные произведения, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) создавали зачастую работы не одни, а в соавторстве с учениками или другими иконописцами и авторство никогда не являлось фактором , о котором вообще говорили особым образом, все подчинялось канону;
  • цель – католики не часто молятся перед самими иконами, они могут использовать таковые только для создания атмосферы и соответствующего настроения, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не распространено;
  • символизм – в православии мощная школа символики, которая устанавливается каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дополнительные подробности образа, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественной выразительности;
  • детали – есть отличия во многих деталях, к примеру, у католиков сверху располагается левая ладошка у изображаемого святого (у православных — правая) нимб в католицизме больше напоминает корону и располагается сверху над головой, а в православии нимб окружает голову полностью и как бы является всепронизывающим свечением.

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

Интересные факты

Наиболее почитаемыми являются католические иконы Божией матери, которые отличаются особенной художественной выразительностью. На них Дева Мария предстает юной и невинной, утонченной девушкой. Выражение лица может включать в себя массу различных мимолетных эмоций.

Распространенными являются католические иконы Девы Марии наподобие Непорочного сердца, где композиция дополняется символами, такими как сердце Богоматери поверх одежд. Такие символы наводят на размышления и пробуждают эмоции. В чем-то они даже являются назидательными.

К примеру, католическая икона Девы Марии с младенцем не просто пробуждает молитвенное настроение и стремление к божественному, но и множество дополнительных размышлений, в том числе и весьма «земных»: о красоте мира, о чуде материнского отношения. В подобном заключается одно из основных отличий между православными и католическими иконами.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/katolicheskie-ikony/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Моя звезда
Индийский гороскоп совместимости

Закрыть